Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Болотский: “Смешанная система выборов не идеальна, но для сегодняшней Украины - наиболее демократична”

30.11.2011

Смешанная система выборов не идеальна_250.jpg Конституционным большинством Верховная Рада приняла решение о проведении в 2012-м году парламентских выборов по смешанной системе: 225 народных депутатов будут избираться по партийным спискам и 225 - по мажоритарным округам. Причем, мажоритарии могут быть самовыдвиженцами. Эта избирательная система уже использовалась в Украине в 2002-м году, и, как показывает практика, была оптимальной для нашего общества.

Наш собеседник, председатель Луганской областной организации Народной Партии - Сергей Болотский - придерживается мнения о том, что смешанная избирательная система на сегодняшний день является наиболее демократичной и эффективной.

"Народная Партия всегда была сторонником мажоритарной системы выборов, которая обеспечивала политическую ответственность депутатов и способствовала улучшению качества их работы, - отметил С.В.Болотский. - Смешанная система - не "мажоритарка", но на сегодняшний день это наиболее приемлемый компромиссный вариант, который с одной стороны примирил политиков, с другой - несомненно будет содействовать сокращению расстояния между избирателями и депутатами".

- Сергей Владимирович, в чем еще, по-вашему, заключаются преимущества смешанной избирательной системы?

-  Во многом от введения смешанной системы выиграют избиратели, ведь каждый гражданин будет знать, кто именно является его представителем в Верховной Раде, к кому можно обратиться со своими проблемами или предложениями. То, что избиратели будут знать своего депутата-мажоритария, станет дополнительным стимулом для его регулярных отчетов перед людьми. Граждане будут иметь дополнительные рычаги влияния на политические процессы, и в конечном итоге - реально формировать состав парламента на каждых последующих выборах. Еще одной инициативой Народной Партии было предложение об открытости партийных списков. Думаю, нам хватит политической воли, чтобы со временем и это требование было принято парламентом. Но даже на данном этапе новое избирательное законодательство является достаточно демократичным, чтобы создать предпосылки для эффективной и ответственной работы законодательной ветви власти и для стабилизации политической ситуации в стране.

- Новшества избирательного законодательства состоят еще и в том, что проходной барьер в парламент повысили до 5%, а блокам запретили участвовать в выборах. Как вы оцениваете эти пункты, не ущемляют ли они принципы демократии?

- В Верховной Раде на сегодняшний день представлены разные политические силы, каждая из которых видит данный закон по-своему. Поэтому разработать вариант, который устроил бы всех стопроцентно, невозможно. Однако ради того, чтобы в конечном итоге выиграло общество, законодателям, представляющим различные фракции, а соответственно, разные взгляды и интересы, пришлось чем-то поступиться. Но в итоге - избиратели получили больше гарантий, а будущие народные депутаты - дополнительные стимулы для качественной работы. И, что не менее важно, - парламентарии продемонстрировали способность находить компромисс, умение слушать и слышать друг друга и свой народ.

Что же касается 5%-ого барьера, то здесь я не вижу какой-либо политической дискриминации. На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 200 политических партий. Но согласно социологическим опросам, люди хорошо знают только 5-6 политических структур. Это говорит о том, что деятельности большинства партий не видно. И, значит, даже если бы проходной барьер был не повышен, а снижен до 2%, они не получили бы поддержку избирателей - их попросту не знают. И, напротив, для тех политических сил, которые демонстрируют положительные результаты своей работы, повышение проходного "балла" не станет фатальным.

Демократичность принятого закона "О выборах народных депутатов" заключается еще и в изменении принципа формирования избирательных комиссий. Теперь все участники процесса выборов, а не только те политические силы, которые представлены сегодня в парламенте, будут принимать участие и в формировании избиркомов. Эта норма вводится для того, чтобы не допустить административного давления на работу комиссий, что обеспечит прозрачность и демократичность предстоящих выборов.   

Конечно же, новый закон не только дает избирателям и кандидатам больше прав, но и налагает большую ответственность на них. Общество должно осознавать, что оно в ответе за тех, кого выбирает. Избирательный процесс обязывает к обоюдной ответственности за будущие пять лет жизни страны. Во многом нормы нового закона рассчитаны на людей думающих, способных руководствоваться не только личными симпатиями к тому или иному политику, но и склонных анализировать, делать прогнозы. Именно к такому уровню сознания и социальной ответственности мы должны прийти, чтобы называться гражданским обществом. 

Беседовала Татьяна Глебова

Опубликовано в газете «XXI век» №95 от 30.11.2011г.

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".