Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Болотский: „Высшее образование не является обязательным, но оно обязательно должно быть качественным”

21.06.2012

Высшее образование не является_250.jpg

Количество высших учебных заведений в Украине за последние 20 лет выросло чуть ли не втрое, однако качество знаний выпускников вузов оставляет желать лучшего, а их конкурентоспособность на международном рынке труда довольно низка. Какие меры следовало бы предпринять на законодательном уровне, чтобы поднять престиж украинского просвещения?

Ответы на этот и другие вопросы мы искали с председателем Луганской областной организации Народной Партии, директором областного центра занятости Сергеем Болотским.

«Высшее образование требует глубокого системного реформирования, - отметил С.В. Болотский. - А направления реформирования украинских вузов должны адекватно учитывать процессы рыночных отношений. Из-за того, что эти моменты не рассматривались ранее, мы имеем сегодня дисбаланс на рынке труда».     

- Сергей Владимирович, в системе высшего образования проводились реформы, условия его получения стали более демократичными, а с внедрением Украины в Болонский процесс, мы получили возможность выхода на международное образовательное пространство. Почему же мы до сих пор наблюдаем пробуксовку в системе высшего образования?

- Процесс получения высшего образования действительно стал более демократичным. У выпускников школ появилась возможность стать абитуриентами сразу нескольких вузов, а это увеличивает шансы поступления. Более того, контрактная основа обучения позволила получать высшее образование тем, кто не помещается в количественные рамки бюджетного лимита.   Однако, это и хорошо и плохо одновременно. Во-первых, в стремлении получить какое бы то ни было высшее образование, многие ребята сдают документы на совершенно разные по профессиональной направленности специальности. Складывается впечатление, что абитуриенту все равно, на кого учиться, лишь бы диплом о высшем образовании получить. И это не единичные случаи, а тенденция. В результате, молодой человек, обладающий способностями в одной сфере, попадает в другую, где не может себя проявить, но все же обучается – из-за малого конкурса и (или) низкой платы за обучение. Во-вторых, контрактная система при всех ее плюсах, имеет и обратную сторону медали: в вузы стали попадать не только те ребята, которые стремятся повысить свой интеллектуальный уровень и получить желаемую специальность, но и абсолютно случайные люди – опять же, ради диплома или потому что родители настояли. А человек, который учится «из-под палки», выходит из стен университета с низким уровнем знаний.

- Что, по вашему мнению, следует изменить в системе высшего образования, чтобы все же адаптировать украинское просвещение к европейскому уровню?

- Сфера высшего образования, конечно же, нуждается в законодательных инициативах, которые бы оптимизировали систему вузов. Следовало бы изменить мотивацию студента к получению специальности - во избежание тех негативных явлений, о которых я говорил выше. Думаю, содержание образования также нуждается в коррекции – из вузов должны выходить специалисты, не только теоретически подготовленные, но и практически разбирающиеся в деле, которому хотят посвятить себя. Нередкими бывают случаи, когда выпускники-обладатели красных дипломов являются совершенно беспомощными в профессии, которой обучались несколько лет.  

- Как вы оцениваете идею автономизации вузов?

- По большому счету, университеты являются низовыми элементами жестко регламентированной, иерархической и централизованной системы, в которой ответственность за конечный образовательный результат распылена между многими государственными институтами. Вследствие этого за качество образования практически никто не несет ответственности. Поэтому было бы логичным в рамках реформы сферы высшего образования предоставить высшим учебным заведениям реальную автономию. Сегодня, когда в парламенте намечается рассмотрение нового профильного законопроекта, Народная  Партия вновь настаивает, что высшее образование нельзя рассматривать как изолированную отрасль, - необходимо ориентироваться на международное академическое пространство и сделать отечественное образование его неотъемлемой частью.

Беседовала Татьяна Глебова

Опубликовано в газете «XXI век» №48 от 20.06.2012г.

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".