Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Реформа украинского образования

14.02.2013

За время существования украинского государства в сфере образования особой бедой стали нехватка средств, отсутствие политической воли для того, чтобы что-то изменить. Программа реформирования образования до сих пор не утверждена, хотя прошло больше года с тех пор, когда ее обсуждали на специальном собрании. Поскольку дальше обсуждения стратегии дело не пошло, сложно говорить о планах развития украинских школ и вузов. Но для того, чтобы мы могли сложить свое мнение о глубине образовательного кризиса, нужно для себя обозначить проблемы и постараться найти их решение.

В свое время, система советского образования была признана лучшей в мире, но мир уже ушел далеко вперед, СССР уже нет, а мы все вспоминаем и…стоим на месте. Наши дети предпочитают уезжать за качественным образованием за границу.

Перечисленные выше проблемы: скудный бюджет и нежелание что-то менять в сфере образования, тесно связанны между собой. При всех правительствах сфера образования и науки финансировалась по остаточному принципу. Не стал исключением и бюджет на 2013 год. Под громкие заявления о необходимости реформировать школы и вузы согласно европейским нормам, вместо предусмотренных Законом «Про образование» 10% от ВВП, на образование в 2013 году планируется потратить чуть больше 6%, т.е. 25,2 млрд. грн. По оценкам специалистов, расходы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2013 год будут сокращены на 7,7% в сравнении с прошлым годом. Поэтому, разговоры о повышении качества образования в условиях сокращения финансирования выглядят, по меньшей мере, непоследовательными со стороны представителей действующей власти. Обворовывание украинской школы происходит на фоне того, что на жизнедеятельность силовых ведомств правительство заложило в бюджете на 2013 год около 21,67 млрд грн, т.е. более 5% расходной части бюджета — на нужды МВД – 15,06 млрд грн, СБУ – 3,41 млрд грн, Генпрокуратуры – 3,20 млрд грн.

Программой экономических реформ на 2010-2014 годы предусмотрены мероприятия по повышению эффективности финансирования образования. Сейчас уже 2013 год, а видимых изменений нет, и не видно. Эксперты винят в этом отсутствие политической воли и непоследовательность.

Новый законопроект о высшем образовании, принятый Кабинетом Министров Украины на закрытом заседании 3 декабря 2012 года не решает основных проблем высшей школы, школьного и дошкольного обучения: автономия вузов, повышение стипендий и зарплат, качественно новое оснащение школ, вузов, профтехучилищ.

Нельзя сказать, нормативных документов по этой теме мало – эффекта от них нет. Чего только стоит «Концепции общего среднего образования», принятая постановлением коллегии МОН Украины и президиума АПН Украины №12/5-2 от 22.11.01 г., которая дала старт 12-летней системе обучения. Принять приняли, но потом подумали, и поняли, что стране не выгодно, что бы дети так долго учились и вернулись к 11-летке.

В самой идее реформировать систему образования не просматривается четкой и последовательной программы действий. Есть только один приоритет: новое правительство – новые правила. Везде и во всем. Тут скорее будут превалировать противоречивые интересы различных влиятельных группировок, а не серьезный анализ современного состояния высшего образования.

Любые реформаторские веяния сверху обречены на неудачу, если они не опираются на поддержку снизу. Учителя, как и директора школ – люди подневольные. Они будут выполнять только то, что им скажут. Но и они говорят, что сегодня качество образования оставляет желать лучшего, оснащенность классов и лекционных залов только помогает развивать фантазию учителя и учеников, а финансовая благодарность за труд… Сколько уже об этом говорили перед всевозможными выборами, что до неприличия «испортили» эту тему!

Проблема образования очень многогранна, и включает в себя необходимость перемен в дошкольном, среднее специальном и высшем образовании.

Отдельно стоит остановиться на высшей школе, так как это касается выбора взрослых людей, ответственных, в первую очередь, за свое будущее. И если государство лишает их права получить качественное образование, то не надо нарекать на утечку мозгов…

В ежегодный рейтинг репутации мировых вузов World Reputation Rankings не вошел ни один украинский вуз. Как всегда, лидерами остаются американские и британские вузы, которые являются самостоятельными и успешными бизнес-проектами в образовании, которые учитывают не только тенденции на рынке, но и занимаются саморекламой.

По разным статистическим данным, уровень довольных качеством украинской системы образования колеблется от 20% до 38%. Т.е. больше половины украинцев утверждают, что качество отечественного образования не отвечает современным требованиям. Это подтверждает тот факт, что сильные мира сего отправляют своих детей учиться за границу. Было бы здесь образование не хуже зарубежного, дети богатых родителей не делали бы антирекламу Украине за рубежом.

Итак, для решения проблем, с которыми столкнулась украинская высшая школа, необходимо рассмотреть следующие меры:

- увеличение расходов на образование не менее, чем до 2% ВВП;

- децентрализация финансирования учебных заведений при изменении межбюджетных отношений; из бюджета страны финансируются только национальные университеты, число которых должно быть сокращено до 5-7;

- сократить количество вузов третьего и четвертого уровня и перевести их на первый и второй уровни;

- существенное повышение заработной платы преподавателей и стипендий студентов, переход на грантовое финансирование стипендий студентов;

- подготовка специалистов под заказ – по контракту;

- участие бизнеса в финансировании НИОКР – научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых вузами;

- финансирование высшего образования за счет средств бизнеса в обмен на налоговые льготы. Чем больше бизнес финансирует вузы – тем меньше налогов он платит;

- сделать популярным благотворительность в адрес своего родного университета;

- принципиально изменить систему государственного заказа, увеличив долю в нем инженерных и естественнонаучных специальностей до 70%. Нам нужны инженеры, математике и физики!

- усилить международные связи в первую очередь ведущих вузов страны, привлекая для чтения лекций специалистов мирового уровня;

- осуществить переход к трехуровневой системе высшего образования: от высшего образования к переходу на ступень еще более глубоких знаний. Для подготовки специалистов самой высшей квалификации при очень ограниченном приеме студентов.

Высшее образование должно стать элитным, в хорошем смысле этого слова. Только те ученики, которые своими идеями и знаниями будут соответствовать высокому уровню, заявленному вузом, смогут там обучаться. Это поднимет не только престиж сферы образования, но, и впоследствии, скажется на экономическом развитии страны.

Как вы считаете, почему у нас в последнее время не звучало новых имен в науке, которые бы знали все в стране, так, как знают Кличко и Шевченко? Где открытия, которые изменили нашу жизнь? Все это есть, только это никому особо не нужно. Для науки, для экспериментов нужны средства. В России теме разработок в сфере нанотехнологи уделено особое внимание и существует своя статья расходов. С этой целью создаются технологические платформы — тематические направления развития экономики, в рамках которых сформулированы научно-технические приоритеты, а проще говоря — инновационные проекты. Именно внедрение на производствах новых современных технологий для изготовления качественной, конкурентоспособной продукции должно стать тем шагом, который подкрепит наш экономический рост. Но этому будет предшествовать совместная работа науки, образования и, конкретно, бизнеса, который всегда заинтересован в развитии и расширении.

 

 

Ирина Логуш

(г. Днепропетровск)

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".