Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Краткий макроэкономический прогноз для Украины на 2018 г.

16.04.2018

Особенности выхода экономики Украины из валютно-финансового кризиса 2014 года, а также текущий момент диктуют формат экономических процессов на 2018-й и даже на 2019-20 годы. 

Осуществление экономической политики правительством Украины несет на себе отпечаток устаревающих практик, в которых исполнительная власть представлена в виде укрупненного аналога фирмы, в которой главные акценты расставлены на умелое администрирование процессами, потоками, интересами. 

Этот вид политики в меньшей степени уделяет внимание денежной и валютной сферам, считая их, в некоторой степени, вспомогательными. 

В еще большей степени этот вид политики не рассматривает макроэкономический контекст, в котором достижение целей экономического развития является результатом согласованной стратегии монетарных и фискальных инструментов. 

Свидетельство этому - отсутствие стратегий экономического и инновационного развития, а также – антикризисной стратегии. 

Как результат, монетарные (валютные) и фискальные органы управления используют свои инструменты политики не полно, фрагментарно учитывая текущую кризисную ситуацию, а также не полно противодействуя кризисным процессам. 

Не имея возможности расширить поле действия антикризисной политики стимулирующими мероприятиями, органы власти (и Минфин, и НБУ) осуществляют антикризисную политику мерами сжатия экономики. 

Пример тому- введение системы блокировки налоговых накладных, инициированное Минфином и продолжение повышения учетной ставки Нацбанком, соответственно.

Расширение возможностей роста экономики можно получить лишь путем слияния монетарных и фискальных стратегий инновационной политики. Хотя сужение их эффективности из-за низкого социального капитала, коррупции и т.п. создает более мрачную картину будущего.

По этой причине мы не увидим очень резких провалов в экономике, но и не увидим резких взлетов ее роста. Не следует также забывать, что чрезмерное зажатие экономики административными тисками чревато социальными взрывами и рисками экономической фрагментации.

Исходя из выше сказанного: 

Темп роста экономики Украины в 2018 году ожидается около 2,8%. Инфляционные процессы на конец года пока в двухзначной зоне 16% и 18% (потребительская и производителей, соответственно) и будет в значительной степени зависеть от политики НБУ. Уровень безработицы сохранится достаточно высоким и составит более 9%. Курс национальной валюты подойдет к рубежу 29-ти и имеет потенциал достичь и преодолеть отметку в 30 грн за доллар США.

Этот прогноз в значительной степени подтверждается индикаторами текущей динамики. Например.

Индекс промышленного производства за 2017 год составил 100,4% (от соответствующего показателя 2016 года). Это стало результатом роста в сфере промышленного строительства, особенно дорог (увеличение гос.расходов). И, как отмечалось нами выше, в результате несогласованной политики фискальных и монетарных органов данный факт приведет к усилению вытеснения инвестиций из других отраслей, вытесненю потоков капиталов и рабочей силы.

Цены производителей за 2017 год выросли на 16,6%. При этом, за первые два месяца 2018 года, показатель составил 5,7%.

Экспорт товаров в 2017 году увеличился на 18,3%, при этом импорт рос большими темпами, увеличившись в свою очередь на 21,1%. Счет текущих операций в итоге нарушения макробалансов “вычел” из ВВП около 2%, чего хватило бы для полноценного финансирования науки на весь 2018 год и перекрыло бы с лихвой транш МВФ.

Тенденция с отрицательным сальдо счета текущих операций платежного баланса, скорее всего, сохранится и в 2018 году. Она может быть нарушена валютным кризисом так как НБУ, как видится, исчерпал свои возможности регулятора на текущий момент. 

Как отмечалось выше пока не видится возможностей у Правительства поддержать инновационный сектор отечественного производителя. Чтобы вырос экспорт инновационной продукции, необходимо его стимулирование. В Украине же стимулируется традиционный сектор, особенно дорожное строительство, которое из-за низкого качества и вынужденных ежегодных восстановлений в состоянии подавить национальную экономику.

Грузооборот в январе-феврале 2018 так же снизился и составил 90,7% и 93,5% соответственно.

Национальный банк в течении 2017 г. был вынужден повышать учетную ставку. 2 марта 2018 года он в очередной раз увеличил ее до 17%, что не стимулирует деловую активность в экономике страны.

Украина продолжает терять часть своего экономического потенциала, за счет негативных демографических процессов.

Согласно информации Государственной службы статистики, с 2015 по 2017 год Украину покинуло 1,3 млн граждан - трудовых мигрантов в возрасте 40-50 лет.
В 2018 году, отток продолжился. Это в свою очередь тормозит экономическое развитие. На крупные проекты уже стало трудно набирать специалистов.

Министерство финансов, в начале текущего года, разместило и продало на аукционе ОВГЗ (короткие под 17,44% годовые, 2-3 летние под 16,1%). 
Такая доходность сама по себе является аномальной (“пирамидальной”). 

Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране подобные предложения привлекают большое количество «спекулянтов» с внешних рынков, этот сигнал очень тревожный.

Данная операция, временно, в первом-втором квартале 2018 года, влияет на укрепление национальной валюты, но в последствии увеличит тяжесть государственного долга, приведет к дисбалансу платежного баланса страны и усилит риски падения национальной валюты.

Учитывая отмеченную ранее несогласованность (между Правительством и НБУ), росту цен правительственных обязательств способствовал еще и рост цен депозитных сертификатов НБУ. На фоне высоких цен сертификатов инвесторы не были заинтересованы покупать ОВГЗ по меньшей цене.

Исходя из рассмотренных тенденций, мы не видим оснований для роста ВВП в 2018 году, превышающего показатель 2017 года, т.е. темп роста экономики будет по-прежнему находится в пределах статистической погрешности, что конечно же не соответствует текущей повестке для, особенно учитывая то, что нам в 2018 году так же придется платить по внешним долгам, взятым ранее.

Инфляция продолжит свой рост, и при бездействии Правительства Национальный банк будет вынужден снова применить инструменты монетарной политики в виде увеличения учетной ставки, что непременно негативно скажется на деловой активности.

Соответственно, не будет оснований и для роста рабочих мест, что оставит безработицу на прежнем уровне.

Отрицательное сальдо торгового баланса сохранится.

Курс национальной валюты, в середине 2018 года, НБУ будет держать в коридоре 26,5-28,0 грн за доллар США, с понижением к концу года к 29,0.
Стимулировать рост валютных резервов будет, как и прежде, не инновационный сектор экономики, а экспортная выручка агросектора и экспорт рабочей силы рубеж – переводы валюты гастарбатеров.



Гарнат Андрей
Дроговоз Юлия
Макаренко Игорь

http://i-ua.tv/index.php?newsid=13403

Топ - новина
Володимир Литвин, - Жонглювання подібним становить пряму загрозу Україні як державі

05.10.2018

«Наставники» України демонструють свої ознаки виборчої кампанії, діставши зі скрині завжди потрібне мовне питання, доточивши його до релігійного, від якого вони, згідно статті 35 Конституції України, взагалі повинні бути відокремленими.

Публікації
Росія – це окрема орда

22.10.2018 

Як українцям відновити історичну справедливість та побороти вплив кількасотрічної московської пропаганди?