• Головна
  • Блоги
  • Блог Андрія Миколайовича
Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
ОСМД - школа современных управленцев

17.12.2013 

Тема создания ОСМД в Украине – достаточно неоднозначная. С одной стороны, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЕКи) давно не выполняют своих функций и не обеспечивают полноценное обслуживание жилых домов. С другой стороны, первые шаги по замене морально и материально устаревших жилищно-эксплуатационных контор на общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) тоже не всегда проходят гладко.

По сути, ЖЭКи - это уже «вчерашний» день. С некоторых пор слово ЖКХ не вызывает у рядового гражданина ничего, кроме мыслей о сплошном обмане и полной неразберихе в этой сфере. Оно и понятно: ЖКХ - огромный сектор отечественной экономики, отрасль, от которой зависит качество жизни десятков миллионов людей, но при всем этом собственники жилья весьма далеки от тех процессов, которые происходят за стенами учреждений жилищно-коммунального хозяйства. Со всех регионов страны поступают жалобы на услуги ЖКХ, прежде всего – их высокую стоимость и низкое качество обслуживания. В том, что ЖЭКи уже давно не оправдывают себя и необходимо найти целесообразную альтернативу этим конторам, сомневаться не приходится.

Сегодня много говорится о создании системы жилищных объединений, обществ совладельцев многоквартирных домов для эффективного и качественного обслуживания жилого дома. Однако в наше время жильцы порой не знакомы с соседями по подъезду, не говоря уже о таких товариществах.

Тем не менее, при грамотном подходе объединения жильцов могут стать решением проблемы. Такие объединения должны быть не просто механизмом по сбору денег, как это почти всегда и происходит. Все знают известное выражение «семья – ячейка общества». Так же и объединения жильцов должны стать, прежде всего, ячейками гражданского общества. Их следует рассматривать как своеобразную школу самоорганизации населения на самом низовом уровне. Ведь человек не сможет отстаивать свои права на муниципальном уровне, если ранее не научится добиваться их реализации хотя бы в бытовой жизни.

Мы хотим, чтобы у нас было гражданское общество, то есть народ мог реально влиять на решения власти и затем контролировать их выполнение. Однако прежде чем влиять на власть, человек должен элементарно уметь добиваться обеспечения бытовых коммунальных благ - того простейшего, на что он имеет право в первую очередь. Получив опыт общения, вначале хотя бы с коммунальными организациями, в дальнейшем такой человек сможет сотрудничать с властью на более высоком уровне. То есть, еще раз подчеркну: ОСМД - это, в первую очередь, школа, школа самоорганизации населения.

У нас основную роль объединений жильцов видят, главным образом, в том, чтобы уменьшить тяжесть коммунальных платежей, в материальной заинтересованности людей. Естественно, такой момент присутствует, но он не должен быть основным. Главный смысл реформирования системы ЖКХ для населения, которое стремится называться гражданским обществом, – в уроках по гражданскому самоуправлению. И такие уроки дают объединения жильцов.

Сейчас от наших руководителей часто можно услышать слово «громада». Так вот: такие товарищества жильцов и есть модель громады, попытка в пределах одного дома решить свои насущные проблемы.

И второе. Это – школа лидерства. У нас много общественных организаций, но вряд ли можно говорить о развитом гражданском обществе. Люди не прошли школу лидерства на низовом уровне. А общественный управленец - современный управдом, прежде всего, должен обладать качествами лидера. Когда человек учится отстаивать свои интересы или интересы громады, у него формируются лидерские качества, другая психология, другой тип личности – гражданский тип личности.

К сожалению, у нас мало настоящих специалистов по управлению домами, которые умеют профессионально вести договорные отношения между собственниками жилья и управляющими компаниями. Причем за рубежом, во многих развитых странах, управдомы – это престижная профессия, отдельная специальность в системе высшего образования, и эти люди – уважаемые и пользующиеся значительными полномочиями в своей отрасли. Ведь они представляют интересы собственников жилья, по сути - главных участников процесса!

В систему ЖКХ, наконец, должны прийти управленцы, непосредственно заинтересованные в ее прозрачности. Ведь управдом сам живет в этом доме, и ему, как и другим жильцам, выгодна оптимизация расходов, подбор наиболее ответственных компаний, предоставляющих услуги ЖКХ.

Но нельзя забывать и о том, что в Украине ситуация особая - здесь низкий уровень доходов населения. Поэтому необходимы экономически обоснованные тарифы и адресная государственная помощь для льготных категорий населения. Низкие тарифы не должны дотировать все население - экономика Украины этого не выдержит. Именно тарифная политика является квинтэссенцией реформы, а одним из результатов реформирования должно стать достижение определенного баланса между потребителями и предприятиями, которые предоставляют услуги. Если мы хотим более высокого качества услуг, то необходимо понимать, что это будет стоить денег. Но поддержка малообеспеченных слоев населения через субсидии также крайне важна.

Жилищно-коммунальная реформа, как и все преобразования в социальной сфере, затрагивает интересы каждого гражданина. Поэтому и решать эту проблему мы должны сообща.

 

Коментарі
Топ - новина
ВОЛОДИМИР ЛИТВИН: "МИ СВЯТІ, А ХТО В ЦЕ НЕ ВІРИТЬ – НАШІ ВОРОГИ"

25.02.2017

Сьогоднішня робота парламенту ще раз засвідчила, що вміст ГМО у його складі значно перевищує будь-які допустимі нормативи, навіть за невисокими сучасними українськими стандартами.