Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Владимир Литвин: «Выйти из СНГ просто, надо думать, как потом назад войти»

18.08.2008

 

Конфликты, подобные тому, который возник между Грузией и Южной Осетией, возможны на территории всего постсоветского пространства. И для этого есть масса причин. Однако Крым не станет следующей горячей точкой, уверен бывший спикер украинского парламента, лидер одноименной фракции в ВР Владимир Литвин.

Ваша оценка грузино-осетинского конфликта. Почему события развивались именно таким образом? Кто виноват в том, что пролилась кровь?

Мы исходим из того, что нужно отключиться от истерики и эмоций, и сказать о причинах, почему это происходит. По моему глубокому убеждению, первая и главная причина заключается в том, что сегодня разрушено международное право и оно разрушено косовским прецедентом. Я думаю что страны, которые пошли на такой шаг, преследуя политические и географические цели, должны нести за это ответственность.

Второе, следует говорить о том, что мы пожинаем плоды распада СССР. Дело в том, что во время Советского Союза проблемам территорий не уделялось такое серьезное внимание, как сейчас, потому что все исходили из того, что мы живем в едином общесоветском, общесоюзном доме. И в связи с этим территории одних образований передавались другим по различным подсчетам порядка ста раз. И это дает о себе знать.

И, наконец, третья причина, о которой я должен сказать. Сегодня разворачивается борьба за Кавказ, исходя из политических, геостратегических и экономических интересов, ибо Кавказ – это транспортировка энергоносителей.

И теперь по сути конфликта. Наша позиция заключается в том, что ничем нельзя оправдать утверждение территориальной целостности через огонь и кровь. Это из арсенала давно минувших веков. Нельзя заставить силой любить то или иное государство, тот или иной народ, это нужно делать путем диалога, путем поощрений, путем привлечения и создания условий для нормальной жизни. Как правило, конфликты возникают и тлеют там, где процветает бедность, необустроенность и коррупция. И еще – я хочу сказать, сославшись на интервью, данное Эдуардом Шеварднадзе газете «Комсомолка», по-моему, за 14 августа. Он сказал: «В Цхинвале мы (то есть Грузия) по сути начали войну против мирного населения». Я думаю, что вывод очевиден.

И еще один момент – произошедшие события показывают, что у нас нет системного подхода к оценке конфликта, и преобладают политические эмоции, оценки с учетом того, как бы понравиться своим покровителям. Ибо у нас идет расчет не на поддержку людей внутри страны, а на поддержку стран и правительств, тех или иных политиков. Мне кажется, что в этой ситуации Украина потеряла уникальную способность выступать посредником в разрешении конфликтов, которые неизбежны на постсоветском пространстве в силу указанных причин. Украина стала на одну сторону конфликта, продемонстрировав политическую вовлеченность и свою политическую заангажированность.

События, произошедшие на Кавказе – это еще одно важное свидетельство того, что Украина должна активно продвигать идею внеблокового, нейтрального статуса, соединив эту идею и с гарантиями, которые были даны Украине при отказе от ядерного оружия. Мы знаем, что тогда ключевые страны, которые имеют ядерный потенциал, выступили гарантами независимости и территориальной целостности нашей страны, и мы должны, наверное, напоминать им об этом и утверждать нейтральный статус Украины. Но нейтральный статус в активной фазе, а не по принципу «моя хата з краю», чтобы Украина, будучи невовлеченной в то или иное образование, в тот или иной блок, могла выступать посредником в разрешении конфликтов, которые, повторяюсь, неизбежны. Конечно же, для этого мы должны обратить внимание на необходимость отказа от двойных стандартов в нашей жизни, как во внутренней политике, так и в политике внешней. И естественно нужно заняться обустройством страны для того, чтобы цементировать, сшить общество, но не узлами, а уровнем организации нашей жизни.

И последнее – очень важно обратить внимание на силовую составляющую нашего государства, то есть на вооруженные силы. Мы должны быть не потешными войсками, а наращивать свой оборонительный потенциал. И я думаю, что нам следовало бы отказаться от тех дискуссий, которые носят политический оттенок, например, проводить или не проводить парад. Это из арсенала средств, чтобы найти возможность ущемить своего политического оппонента и понравиться людям своим популизмом. И, конечно же, вот эта двойственность положения, двойственность во власти, когда одна команда раздирается внутренними противоречиями, это недопустимо. Ибо страна от этого теряет, как во внутренней, так и во внешней политике.

Вы согласны с мнением некоторых экспертов, которые утверждают, что следующей горячей точкой может оказаться Крым?

Я исключаю мнение «некоторых экспертов», потому что это мнение экспертов, так сказать, широко известных в узких кругах. Это исключено, потому что у нас для этого нет абсолютно никаких оснований. Здесь нужно ставить вопрос в другой плоскости: насколько украинская власть готова защищать людей с украинским паспортом, насколько она адекватно будет отстаивать честь и свободу своего гражданина. Вот это более важная проблема, которую нужно обсуждать.

Как будут развиваться события в зоне грузино-осетинского конфликта в дальнейшем?

События, мне кажется, будут развиваться в весьма напряженном сценарии, ибо, по мнению людей, которые знают проблемы Кавказа не понаслышке, а непосредственно занимаются этим вопросом, говорить о единстве Грузии весьма проблематично. Все зависит от того, какие уроки будут извлечены из конфликта, который можно назвать быстротечной войной. Хотя мне кажется, что покой может только сниться.

Может ли Украина вслед за Грузией объявить о своем намерении выйти из СНГ?

Вы знаете, выйти из СНГ просто, надо думать, как потом назад войти. Я считаю, что в политике эмоции и реактивные действия – это удел слабых. Потому что Содружество Независимых Государств – это очень хороший инструмент или форма диалога Президентов на постсоветском пространстве. И отказ от этой возможности я считаю абсолютно неправильным.

Как вы оцениваете президентский указ относительно передвижения Черноморского флота РФ?

Я думаю, что это будет еще одна линия разлома и противостояния между Украиной и Россией. У нас уже и так, мне кажется, отношения перешли в холодную фазу. Я убежден, что проблемы передвижения Черноморского флота нужно регулировать двусторонним соглашением, ибо этот вопрос касается и Украины и России. Нам нужно искать взаимопонимание, а не демонстрировать линию, которая будет вести к противостоянию. Я думаю, что это ни нам не нужно, ни России.

Возвращаясь к внутренним украинским проблемам, расскажите, каким будет новый политический сезон? Ваш прогноз.

Очень сложным. Я думаю, прежде всего, обострится противостояние в провластной команде. Сегодня уже существует перечень обобщенных претензий одной части одной команды к другой части одной команды, и это будет главный дистабилизатор политической ситуации в стране. Наверное, кроме всего прочего, нужен ответственный, серьезный разговор, есть ли у нас власть, и несет ли коалиция ответственность за эту власть. Я убежден, что рано или поздно они будут вынуждены обратиться к тем 12 пунктам, которые были предложены нами для выхода из политического кризиса. Или народ должен сказать всей власти «идите вон».

И как он это сможет сделать?

По разному. В том числе и молчаливой политикой. Мое общение с большими группами людей в разных регионах Украины приводит меня к тому, что разочарование во всем и во вся может перерасти в активную фазу неприятия и бойкота.

Предположим, народ высказал свою точку зрения, в Украине проведены досрочные парламентские выборы, но ведь ситуацию это не изменит…

При нынешней избирательной системе, конечно, ничего не изменится. Если опять будут закрытые партийные списки, если парламент снова будут наводнять приближенными, то он изменится где-то процентов на двадцать. Не более того. А восемьдесят процентов – это критическая масса, которая опять будет лишать страну какой-либо перспективы. Если система выборов будет изменена, если, по крайней мере, будут открытые списки, то ситуация изменится. А в случае выборов в округах парламент обновился бы на 80 %, и тупикового варианта развития страны можно было бы избежать.

Евгения Вецько,

УРА-Информ

http://ura-inform.com/politics/2008/08/18/litvin/

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".