Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Гриневецкий: «Именно образование понесло наибольшие утраты»

04.10.2010

Статья заместителя Председателя Народной Партии народного депутата Украины Сергея Гриневецкого о проблемах отечественного образования.

 

Накануне Дня учителя редакция обратилась к руководителю Одесской областной организации Народной партии народному депутату Сергею Гриневецкому с просьбой поделиться своим видением проблем отечественного образования, настойчивое и постоянное реформирование которого до сих пор вызывает только вопросы.

Сегодня мы публикуем статью С. Гриневецкого на эту тему без сокращений.

Мне уже не первый раз приходится обращаться к проблемам отечественного образования. И делаю это потому, что, к сожалению, ситуация в этой сфере не улучшается.

Яркий пример: в рейтинге Всемирного экономического форума за 2009‑2010 годы Украина заняла 82‑ю позицию из 133 стран, опустившись сразу на 10 позиций по сравнению с результатами предыдущего исследования. В итоге непосредственными соседями Украины по рейтингу конкурентоспособности 2009‑2010 оказались Гамбия и Алжир…

Рейтинг Украины максимально ухудшился по трем составляющим, среди которых оснащенность новыми технологиями (падение на 15 пунктов). Не стоит, наверное, лишний раз объяснять, что основой для появления новых технологий является, главным образом, качественное образование, прежде всего, техническое.

Таков итог развития нашей страны за девятнадцать лет независимости и такова, как это ни прискорбно осознавать, плата за вхождение в рыночную экономику. Именно образование, как и остальные бюджетные отрасли, понесло наибольшие утраты в этом процессе.

Современная украинская система образования продолжает опираться на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов.

Народная партия активно отстаивает вопрос предоставления учителям, научно-педагогическим и медицинским работникам статуса госслужащих. Наша фракция в Верховной Раде внесла соответствующий законопроект. Однако он не был поддержан нашими коллегами. Увы, государство по-прежнему намерено экономить на образовании. Но Народная партия будет настаивать на принятии соответствующего закона.

В Законе «Об основах национальной безопасности» растущее научно-технологическое отставание Украины от развитых стран, неэффективность государственной инновационной политики, механизмов стимулирования инновационной деятельности отнесены к разряду угроз национальной безопасности (Статья 7).

Времена, когда преподаватели месяцами не получали заработную плату, когда в школах катастрофически не хватало учебников, а компьютер в учебном классе воспринимался как сюжет из фантастического романа, уходят в прошлое. Но значит ли это, что кризис в образовании преодолен? К сожалению, нет.

Своими неуклюжими действиями, непродуманными реформами государство поневоле усугубляет положение образовательной отрасли. Возьмем, например, недавний возврат к 11‑летней школе вместо 12‑летней. Еще недавно нас убеждали в том, что именно 12‑летка более всего соответствует европейским стандартам. Не секрет, что были здравые идеи начать с 9‑го класса профессиональную ориентацию. Однако этого не произошло. Получалось, что 12 лет школьник вынужден осваивать общеобразовательные предметы и покидать школу, будучи слабо подготовленным к активной жизни и дальнейшему обучению в высшей школе.

Для значительного числа детей всеобщее среднее образование стало менее доступным и менее привлекательным. Оказалось, например, что наполняемость каждой четвертой сельской общеобразовательной школы I-III уровня не превышает 100 учеников. А это не позволяет обеспечить качественное обучение. К тому же до сих пор вопрос организации подвоза детей к месту учебы решается крайне медленно.

Закономерен вопрос: что, авторы перехода на 12‑летку не знали этих проблем? Думаю, что знали. Но все же проводили реформу, скорее, не ради достижения конкретной цели, а ради самой реформы, по принципу «цель — ничто, движение — все». Как результат — отсутствие системности, мелочность, абсурдность, чрезмерная политизация. Чего только стоит смена названия предмета «зарубежная литература» на «мировая литература», или изучение в рамках курса истории 5‑го класса «оранжевой революции» и роли в ней бабы Параски!

Поэтому специалисты, экспертное сообщество бьют тревогу — качество образования в Украине неуклонно снижается. И проблема не только в финансировании. За последнее время немало сделано для появления нового поколения учебников, компьютеризации учебных заведений. Каждый год, хотя и с трудом, но открываются новые школы.

Мы гордились советской системой образования и вполне обоснованно. Все достижения советской эпохи были связаны именно с качественным и содержательным обучением. Вместе с тем, было бы ошибкой, говоря о проблемах образования, всецело обращаться к опыту тех времен. Качественно изменились условия, появились новые технологии, другими стали социальные реалии. Социальная пропасть сегодня зачастую разделяет учителей и учеников. Она стала обычным явлением и в среде самих учеников. Уже сейчас школы делятся на две категории: для избранных и для всех остальных. А «остальных» — 95 процентов!

Авторы Национального доклада «Социально-экономическое положение Украины: последствия для народа и государства» отмечают: «Главным критерием эффективности функционирования образовательной системы является способность молодого поколения, которое получило соответствующее образование, полноценно жить и активно действовать в новом мире, адекватно реагировать на изменения, постоянно самосовершенствоваться. Определяющая особенность современного обучения — его направленность на то, чтобы учить учеников не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации, и влиять на ситуации социальных изменений».

Иными словами, в конкурентном мире и выпускник школы или вуза должен быть готов к конкуренции. К сожалению, конкуренция в среде молодых людей воспринимается только как умение пролезть, растолкать плечами других, схватить что-то раньше других. И виновато в этом общество, снизившее престижность образования, в особенности, высшего. Если тридцать лет назад высшее образование воспринималось как нечто исключительное, то сегодня это скорее правило. Мы медленно, но неуклонно движемся к тому, чтобы сделать высшее образование всеобщим. Но идем мы к этому вовсе не потому, что нам необходимо такое количество людей с вузовским дипломом.

Значительная часть проблем украинского общества вызвана тем, что общество не готово к принятию и адекватному реагированию на вызовы современности. Это касается и политической элиты страны.

Во многом это обусловлено двойственной сутью образования. Как сфера, формирующая будущее страны, она должна быть выше уровня развития самого общества, оказывать на него влияние, стимулировать его развитие. Но, с другой стороны, школа является частью государственного механизма. Учитель не живет и работает в вакууме. Общество оказывает на него влияние, в том числе и негативное.

К сожалению, коррупция в нашей стране стала средством управления, а «тень» захлестнула не только экономику, но и другие сферы. Стоит ли удивляться, что эти негативные явления затронули и школу, как среднюю, так и высшую. Государство само стимулирует жадность вузов, превращая их в своеобразный «пылесос» по выкачиванию «лишних» денег, а заодно и коррупцию. Ведь каждый государственный вуз готовит студентов как за счет госбюджета, так и по контракту. Причем, в обоих случаях вуз не заинтересован в отчислении нерадивого студента. Если в случае с контрактником он теряет деньги, которые тот платит за обучение, то отчисление студента-бюджетника может привести к сокращению бюджетного финансирования, сокращению госзаказа и лицензионного объема. В итоге, «двоечники» и «прогульщики» получают шансы на то, чтобы дотянуть до окончания обучения. Введение своеобразного «прейскуранта» для студентов, узаконивающего оплату прогулов, повторной сдачи зачетов и экзаменов служит ярким тому подтверждением.

Стоит ли удивляться, что на выходе мы получаем недоучек и дилетантов. Есть для этого и объективные причины. Стоит ли удивляться безграмотности выпускника с дипломом инженера, если он за годы учебы изучал только теорию?! Ранее при вузах действовали исследовательские центры, была своя производственная база, студенты имели возможность проходить практику на предприятиях. От этой системы остались только обломки.

Еще один недостаток нашей системы образования состоит в том, что она крайне мало внимания уделяет развитию инновационного, творческого мышления. Современная украинская система образования, истоки которой восходят к советскому периоду, продолжает опираться на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов. А посему она заставляет учить как можно больше, и от общеобразовательной школы до получения диплома в вузе молодые люди только и делают, что заучивают книги и конспекты лекций. В научной литературе такой тип обучения получил название поддерживающего.

Ключевым моментом в реализации инновационной модели, о необходимости которой сегодня все чаще говорят специалисты, должно стать принципиальное изменение функций учителя, который перестает быть простым транслятором знаний, становясь организатором смысла и направленности учебной деятельности.

Однако, здесь мы сталкиваемся с ключевыми проблемами.

Во-первых, какими должны быть критерии оценки эффективности инновационного типа? Проверить, освоил или не освоил ученик или студент учебную программу сравнительно просто — с помощью экзамена или теста. Сегодня многие говорят об успехе внедрения внешнего тестирования. Возможно, это и касается сокращения уровня коррупции при приеме в вузы, но вряд ли касается качества знаний. Ведь тест ориентирован именно на зазубривание, на формирование механической памяти.

Во-вторых, для того, чтобы переходить к инновационному типу обучения учитель должен сам быть готов инновационно осваивать материал, внедрять новый методы. Иными словами, работать на упреждение. Если ученики и студенты активно используют интернет, то педагог также должен постоянно работать в нем. Его задача — быть на два шага вперед, помочь ученику разобраться в том колоссальном массиве информации, который предлагает сегодня глобальная сеть. А наш учитель не имеет возможности не только свободно пользоваться интернетом, но и выписывать необходимую методическую литературу.

В-третьих, немалую роль в нивелировании инновационного подхода играет и политика государства. В последнее время реформы в высшей школе проходят под знаком присоединения к Болонскому процессу. В итоге обязательная унификация учебных планов и программ учебных дисциплин привела к блокированию творческого подхода кафедр и преподавателей к формированию учебных планов и программ. Но ведь Болонский процесс осуществляется в рамках Европейского Союза и призван решать качественно другие цели: студент, обучающийся, к примеру, в Италии, должен иметь возможность получить аналогичное по содержанию образование во Франции или Германии. Может ли обычный студент из Украины рассчитывать на аналогичные привилегии? Вряд ли. Украина не член Европейского Союза и вряд ли им станет в ближайшей перспективе.

Стоит ли в таком случае бежать впереди паровоза? Может лучше сохранить и развить те позитивные стороны, которые имеет отечественное образование, а из европейского опыта взять то, что нам действительно необходимо.

Да, необходимы определенные стимулы. Плачевное состояние финансирования украинского образования известно всем. К тому же, в нашем обществе еще до сих пор нет достойных критериев оценки творчества. Творчество, творческий подход для большинства — это что-то абстрактное, чего нельзя оценить ни в количестве затраченных часов, ни в количестве изученных материалов.

Многое здесь зависит от качества подготовки самих педагогов. Остаточный принцип (это касается не только финансирования), с которым государство подходит к образовательной отрасли, сказывается и на качестве тех, кто учится в вузах педагогического профиля. Не в этом ли кроется причина нашего «феномена»: при том, что ежегодно в стране в большую жизнь выходят тысячи дипломированных учителей, педагогов (в особенности, в селах)… катастрофически не хватает? Средний возраст сельского учителя постоянно повышается.

Именно поэтому Народная партия активно отстаивает вопрос предоставления учителям, научно-педагогическим и медицинским работникам статуса государственных служащих. Наша фракция в Верховной Раде внесла соответствующий законопроект. Однако он не был поддержан нашими коллегами. Среди мотивов, в частности, было то, что предоставление статуса госслужащим представителям указанных профессий будет тяжелым беременем для государственной казны.

Увы, государство по-прежнему намерено экономить на образовании. Но Народная партия не намерена отступаться от своих предвыборных обещаний, и мы будем настаивать на принятии соответствующего закона. И не только на этом.

К примеру, в России на протяжении последних лет осуществляется Национальный приоритетный проект «Образование». Он направлен на стимулирование учреждений и целых регионов, внедряющих инновационные программы и проекты, поощрение лучших учителей и талантливой молодежи. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики — образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. К сожалению, в десяти национальных проектах, реализуемых в Украине, не нашлось места образованию…

Вместе с тем решение проблем образования зависит не только от принятия решений на государственном уровне, но и от того, как они будут реализовываться на местном уровне. Уверен, что развитие образования в регионах, поощрение научной деятельности, должно стать частью сильной государственной региональной политики. Разбалансированность государственного механизма в годы «оранжевой пятилетки», отсутствие у центральной власти опоры в виде профессионального депутатского корпуса сделало невозможным не только проведение каких-либо реформ, но и решение банальных вопросов материального обеспечения школ. Сами местные советы превратились в своего рода закрытые акционерные общества, где правили бал местные финансово-экономические кланы. Будем надеяться, что по итогам местных выборов 31 октября в местное самоуправление придут депутаты с государственным мышлением, способные реально помочь школе.

 

Еженедельник «Час пик» №39(492) от 03 октября 2010 года

http://www.chaspik.info/bodynews/7071.htm

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".