Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Неуч. Неуд. Незачет. О введении Болонской системы в Украине

01.04.2010

Образование – это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили. По крайней мере, таковы печальные реалии отечественного образования. Не секрет, что многие (если не большинство) молодых людей идут в ВУЗы не с целью получить навыки для работы по специальности, а с целью получить диплом. А что делать с дипломом – это уже как Бог даст. Достаточно сказать, что на работу в столичные элитные бутики принимают, как правило, девушек до 30 лет, но именно с высшим(!) образованием. Это лучшее свидетельство деградации образовательной системы в Украине, ибо работодатели считают, будто человек, окончивший среднюю школу, с обслуживанием VIP-клиентов не справится.

Но дополнительной проблемой для отечественного образования стало активное внедрение Болонской системы „по-украински”. Если обобщить, то с одной стороны это приводит к разрушению советской образовательной школы и девальвации ее наработок и ценностей, а с другой – к примитивизации учебных программ. Но главное – это формализм, присущий украинскому варианту Болонской системы. Разберем эти проблемы подробнее.

Во-первых, Болонская система вводится у нас половинчато. Ее основная характеристика – тесты при поступлении в ВУЗы и стобальная система оценивания. А вот с более материально затратными составляющими европейского подхода к образованию в Украине серьезные проблемы. Так, пустым звуком осталось обещание дать студентам возможность стажироваться за рубежом. Точнее, стажироваться можно … но за свои деньги. Да еще и согласовывать это все надо с соответствующими инстанциями в университетах, дабы от отечественной образовательной программы не отстать. Студентам также не была предоставлена возможность самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели бы изучать факультативно, и преподавателей, которые бы их вели. На практике было введено несколько предметов на выбор. Вот только выбор этот делает не студент, а … деканат.

Во-вторых, Болонская система стала тормозом для углубленного изучения дисциплин. Теперь студенту нужно просто набирать баллы. Для этого же не надо долго вникать в учебную проблему, часами сидеть в библиотеках и штудировать учебники. Достаточно скачать реферат в Интернете, выступить и получить „заслуженные” баллы, которые после суммируются и являются „показателем” (правда, очень сомнительным) успешности студента в постижении наук. Если обобщить, Болонская система стимулирует не знания, а активность студентов на парах, что отнюдь не означает хорошее усвоение материала и получение системных знаний.

По сути, введение Болонской системы стало профанацией и суррогатом образовательной реформы. Вместо разработки новых методик обучения, технического оснащения университетов, техникумов и школ, повышения социальной обеспеченности профессорско-преподавательского и учительского состава была просто введена бальная система оценивания и скопированы этапы получения образования. Техникумы стали называться колледжами, а вместо „специалистов” ВУЗы начали выпускать „бакалавров” и „магистров”.

В то же время, страна нуждается в реальных, решительных и как можно более быстрых действиях по улучшению состояния образовательной системы. Ведь от образованности кадров, которые завтра придут на работу, зависит, будет ли Украина страной современных технологий с конкурентоспособной продукцией или мы продолжим скатываться до уровня страны „третьего мира” и сырьевого придатка развитых экономик.

Первоочередной здесь является проблема привлечения новых квалифицированных кадров в систему образования. Преподавательский состав стареет: более 50% работников образовательной сферы – люди в возрасте старше 40 лет. Впрочем, неудивительно, что молодежь не рвется в педагоги, ведь состоянием на октябрь 2009 года средняя зарплата в образовании составляла лишь 1642 гривны. Причем эти данные рассчитывались с учетом зарплат министерских чиновников и руководства ВУЗов, что существенно повысило средневзвешенную цифру. Поэтому необходимо повысить престиж преподавательской работы. А для этого нужно довести зарплату работников образовательной сферы, как минимум, до уровня средней в экономике. Только так у молодых людей будет мотивация и стимул идти в педагоги. Решить же этот вопрос можно, увеличив государственные траты на образование до законодательно закрепленного уровня в 10% от валового внутреннего продукта. В последние годы на нужды образования в Украине выделялось лишь 6% ВВП.

Второй, также очень важной задачей, является улучшение материально-технической оснащенности учебных заведений. А они находятся в крайне сложном положении. Так, 20% школ нуждаются в немедленном капитальном ремонте, а еще 5% зданий находятся в аварийном(!) состоянии. Поэтому следует заняться материально-техническим обеспечением учебных заведений. Кроме проведения ремонтов, нужно также заняться оборудованием компьютерных классов, что особенно актуально для сельской местности, строительством при каждой школе спортивной площадки, а при каждом ВУЗе – спортивного комплекса. Немедленного решения требует проблема нехватки (а подчас и полного отсутствия) учебников. Причем в высших учебных заведениях эта проблема стоит даже более остро, потому что многих книг просто нет (они не написаны) и студентам приходится пользоваться российскими аналогами, не всегда в достаточной степени соответствующими учебным программам.

Очень не хочется, чтобы отечественное образование продолжало постепенно превращаться в подобие столярной мастерской с элементами „колдовства”, когда берут „дубовых”, а выпускают „липовых”. Безусловно, европейский опыт в образовании нужно учитывать так же, как и сохранять наработки советской школы. Вот только из обеих образовательных школ нам нужно брать лучшее, а не то, что проще и дешевле ввести.

Алексей Красноперов

Коментарі
darmoln
07.04.2010 00:09:21

Хорошо сказано - берут "дубовых" а выпускают "липовых"! Очень просто поменять систему оценивания, а вот проводить комплексные реформы в сфере никто не собирается. А жаль. Думаю, Народная Партия инициирует необходимые реформы, разумные и последовательные!

Voronyanska@ukr.net
01.04.2010 13:30:17

Очень правильно и важно, что Народная Партия поднимает вопрос образования!!!! Ведь последнее время страна получает не дипломированных специалистов, а просто людей с дипломами!Которые даже не всегда знают, а чем именно они теперь должны заниматься с этим дипломом на руках!

Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".