Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Память о прошлом как фундамент будущего

06.05.2010

 

Страна, которая не помнит и не чтит своего прошлого, не имеет будущего. Ведь именно история формирует национальную идентичность, уважение к своей стране, общие ценности для всего народа. Именно на истории воспитываются новые поколения украинцев, формируется их восприятие государства и общества, в котором они будут жить. Но это должна быть не половинчатая, а действительно единая, объективная и правдивая история. В этой истории должны быть и Богдан Хмельницкий, и Иван Мазепа, и Великая Отечественная война, и попытки создания национального государства – Украинской Народной Республики. Эта история должна давать нации настоящих героев, которых бы почитали все: на Севере и на Юге, на Востоке и на Западе Украины. Главное понимать, что из отечественной истории нельзя вычеркнуть какую-нибудь страницу, если она кому-то не нравится. И Речь Посполитая, и казаческое государство Хмельницкого, и Австо-Венгерская империя, и Советский Союз – все это части нашей общей истории, истории Украины.

Но сейчас хотелось бы поговорить именно о Великой Отечественной войне, одной из наиболее трагических и в то же время наиболее величественных страниц нашего прошлого. О войне можно иметь тысячу мнений. Нельзя лишь не чтить память миллионов соотечественников, отдавших жизни за свободу своей Родины. Не так важно, называли они тогда свою Родину Украиной, Белоруссией, Россией или Советским Союзом. Ведь в конечном итоге благодаря героизму и самоотверженности этих людей мы сегодня живем в своей стране. Пожалуй, не найдется желающих спорить с тем, что это лучше, чем жить в переполненном концлагерями оккупированном придатке нацистской Германии.

Размышления о месте Великой Отечественной войны в нашей истории наталкивают еще на две важные темы. Во-первых, это память и забота о воинах-победителях. Во-вторых, это пересмотр отношения к своей истории, в которой нужно видеть поводы не только для скорби и траура, но и для гордости и радости. Начнем с дани благодарности и уважения, которую должно давать, однако, к сожалению, далеко не всегда дает ветеранам Великой Отечественной войны общество.

Отношение к войне и Победе выглядит весьма контрастно и даже несколько парадоксально. С одной стороны, на государственном уровне этот праздник отмечается всегда. Проводятся парады, даются салюты, раздаются ленточки, выступают с поздравлениями национальные лидеры, а 9 мая уже давно и традиционно стало выходным днем. С другой же стороны, не так много людей отмечают 9 мая именно как День Победы. В отличии от Нового года или Рождества, 8 марта или Пасхи, в этот день не так уж много людей собираются на семейные застолья, общаются в праздничной атмосфере, делятся воспоминаниями. Тем более не многие в этот день поздравляют ветеранов. В крайнем случае День Победы – это повод посмотреть парад и навестить своих пожилых родителей, прошедших войну или бывших в те далекие тяжелые годы детьми. Вот и получается, что 9 мая у нас празднуется по принципу: „Родина о вас не забудет. Ну, если вспомнит…”.

Почему это плохо? Потому что складывается грустное и тягостное впечатление, что День Победы для многих наших соотечественников становится формальностью, еще одним выходным днем к солнечной череде „майских каникул”. Это уже не праздник ДЛЯ ветеранов и В ЧЕСТЬ их великого подвига – защиты Родины и сохранения ее Независимости и свободы. День Победы, как это не печально, постепенно превращается в формальный повод вспомнить об истории и создававших ее людях. Тем более грустно, что День Победы перестает быть символом национального успеха и национального величия. Ведь не следует забывать, что в советские времена победа над нацистской Германией была символом государственного и человеческого триумфа, символом воплощения правды и правоты народов, живших в Советском Союзе.

Очевидно, мы должны помнить, что войной было охвачено и более 50 миллионов украинцев, граждан бывшего СССР. 7 миллионов наших соотечественников отдали жизни за эту Победу. Поэтому 9 мая – это праздник и украинского национального триумфа, народной силы и государственного успеха. Однако мы все сильнее забываем об этом. Почему? Именно потому, что в Украине на государственном уровне не поддерживается и не популяризируется победа над нацизмом как наше национальное достояние.

На девятнадцатом году Независимости у нас так и не был сформирован культ национальных побед и успехов. Причем для этого абсолютно ничего не делается на государственном уровне. Ведь о подвигах украинского казачества и создании государства Хмельницкого, об Украинской Народной Республике и борьбе за создание национального государства можно прочитать разве что в школьных учебниках по истории. Политики же и лидеры мнения всеукраинского уровня (известные актеры, музыканты и литераторы) предпочитают говорить преимущественно либо о бюджете, либо о своих личных творческих проектах. И никогда о национальной истории. Правда, был один политический деятель, любивший порассуждать о „його нації”. Но он специализировался преимущественно на пчелах и трипольской культуре.

Украине важно создать культ своих исторических национальных побед. Только таким образом можно сформировать единый народный дух, дух общества, которому есть, что вспомнить и есть, чем гордиться. Безусловно, нужно помнить и трагические страницы истории, такие как Голодомор. Но акцент, сделанный на трагедиях, явно чрезмерен. Намного правильнее делать акцент на успехах. Ведь людям, народу, в особенности подрастающему поколению, нужны герои, примеры личностей, которыми можно было бы восхищаться, а их поступки наследовать. Для создания такого героического пантеона, на котором будет воспитываться нация и отношение граждан к жизни, необходимо культивировать наши победы. Найти эти победы в богатой украинской истории не так уж сложно!

Естественно, что для создания истории победителей должны быть разработаны целевые государственные программы, а под их реализацию необходимо выделить существенное бюджетное финансирование. Но это стоит того! С чего начинать на этом пути? Для начала нужно обеспечить реальную, а не декларативную поддержку украинской культуре. Это и развитие отечественного книгопечатания, и отечественного кинематографа, и театра, и самодеятельности, и повышение уровня нашей образовательной системы. Только после этого мы получим Украину с таким лицом, которое можно будет с гордостью презентовать в мире. Тогда и у наших соотечественников сформируется национальное самоуважение и уважение к своей стране.

Ведь страшно и унизительно, когда где-нибудь в Европе на фразу: „Я из Украины”, слышишь ответ: „О, да, это же Шевченко” (грустно, что отвечающие, как правило имеют ввиду футболиста, а не поэта). Автору известна одна оригинальная история, когда его знакомый пытался представиться местным жителям в одном американском штате. Так вот, откуда он приехал, не понимали ни пока он говорил „Украина”, „Киев”, ни пока он называл имена наших спортсменов – „Шевченко”, „Кличко”. Однако американцы сразу же понимающе и сочувствующе закивали головами после слова „Чернобыль”.

Украину не должны знать только по Голодомору и Чернобыльской катастрофе! Авторитет и уважение на международной арене начинаются с национального самоуважения и народного духа, духа победителей. Мы обязаны воспитать в себе гордость за свою страну. В противном случае мы рискуем остаться никому неизвестной страной то ли на окраине Европы, то ли на окраине Азии.

Алексей Красноперов

 

Коментарі
Voronyanska@ukr.net
07.05.2010 11:31:01

Думать о будущем - это хорошо, но не стоит забывать и прошлое!Ведь наша история,наши победы и достижения должны быть гордостью нашей нации!

darmoln
06.05.2010 16:50:45

Героев нужно чтить - прекрасно, что Народная Партия об этом помнит. Приятно видеть Литвина в окружении ветеранов! Мы тоже не будем забывать.

Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".