Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Валерий Баранов: «Враг реформы ЖКХ – политический популизм»

03.06.2010

 

 

О том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны ситуация критическая, знают все. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф. Подтверждением тому стали аварии в целом ряде регионов. Но сегодня средства, заложенные в бюджете, а также получаемые как оплата за услуги ЖКХ, идут на ремонт и обслуживание инфраструктуры, а не на реформы.

О кардинальном реформировании, передаче инфраструктур частному инвестору, демонополизации, т.е. о реформе ЖКХ, разговоры ведутся, но и только. Вместо того, чтобы менять ущербную систему на эффективную, просто вливают средства в латание дыр. А затем сидят и ждут появления новых.

«Обозреватель» попросил рассказать о реформе ЖКХ, бывшего мэра Бердянска, народного депутата Украины, зам. председателя Комитета ВР по вопросам градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Валерия БАРАНОВА.

- Валерий Алексеевич, есть ли какой-то план претворения реформы ЖКХ в жизнь? Какие вы видите приоритеты в этой работе?

- Программа реформы ЖКХ подготовлена (она так и называется «Программа реформы ЖКХ») и принята в прошлом году. Первый шаг любой реформы начинается с информирование населения. Да, это «непопулярная» реформа, но мы, я убежден, в состоянии ее сделать популярной! Если мы не подготовим сознание общества к восприятию любой реформы, не только ЖКХ – общество не воспримет ее, оно не будет знать – что это ему даст! Опыт и европейских, и стран Балтии говорит о том, что всегда при старте какой-либо реформы, специалисты действовали вместе с СМИ.

Низкая информированность жителей Украины о реформе ЖКХ, на мой взгляд, оттого, что практически не существует «обратной связи» между государством и обществом, гражданами. А это возможно, в только тогда, когда в мэрии найдутся вменяемые чиновники, не зацикленные только на своем чиновничестве, а умеющие сотрудничать с жителями. Это непростое искусство – уметь сотрудничать с обществом!

Теперь о приоритетах. Необходимо осознание и в «верхах», и в «низах» ,что ЖКХ - это такая же отрасль экономики, как, например, мясомолочная промышленность или самолетостроение. Отрасль не может существовать вне рамок законов экономики. Закон, который мы должны в Раде принять в кратчайшие сроки – «Закон о ценообразовании в ЖКХ», поскольку необходимо пересмотреть существующую тарифную политику, и стабилизировать экономику отрасли.

Это база, без которой никакая реформа не сработает, и ничего далее не произойдет, если мы вместе не начнем долго и настойчиво разъяснять людям цель действий – в данном случае правительства - и ожидаемый результат. В МЖКХ уже работают над бюджетом следующего года, где будут заложены новые стимулы и ресурсы реформирования коммунального хозяйства. Причем уже специалистами, как нашими, так и зарубежными, проведен аудит, изучены болевые точки нашего ЖКХ. Группа специалистов, которая занималась этой программой, прекрасно знает - что делать, когда делать, и что в итоге это даст обществу.

Но тут есть главная проблема: необходимо отказаться от популизма и очередных, возможных действий власти, желающих всем понравиться перед «хроническими» выборами в Украине. Ну, невозможно прийти во власть в Украине без дремучего популизма!! Изберут ли кого-то, если он пообещает повысить тарифы и укрепить дисциплину, да еще и ответственность, вплоть до материальной? Кто за ЭТО проголосует? Правильно - никто. Население, как всегда, будет упорно ждать бесплатного чуда.

Поэтому к определенным рискам можно отнести то, что после подготовки четкой программы действий и принятия необходимых законодательных актов, наступит время реализации программы - а политическая воля опять не появится. И очередные выборы заставят наших политиков снова (!) отложить непопулярные действия. Развал системы жилищно-коммунального хозяйства - результат непрофессионализма, популизма и нерешительности центральной власти за все годы независимости. И ни мэры, ни начальники ЖЭКов со слесарями ничего не изменят, если сверху не изменят порочную систему. А кто в нашем случае? Это Президент и его правительство с коалицией в Верховном Совете.

- Реформа ЖКХ - и в чем она заключается? Что нужно сделать, чтобы считалось, что «ЖКХ уже «реформировано»?

- Это многократно объясняли самые разные источники: и политики, и законодатели, и эксперты. Однако, как показывает действительность, единого понимания этого в обществе не существует. А самое главное, нет его и у рядового потребителя коммунальных услуг. Есть, пожалуй, лишь ошибочное общее представление о реформе, конечная цель которой - непременное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги!

Главная цель реформы - это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход поможет снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифов.

Тарифы должны расти только пропорционально инфляции и затратной части, но жить дальше без реформы ЖКХ на самом деле невозможно! Если ее не проводить, страна просто замерзнет и останется без воды, газа и электричества. Ведь система управления этой отраслью осталась такой же, как во времена бывшего СССР: те же монополисты - водоснабжение, водоотвод и теплоснабжение.

Как только в коммунальном хозяйстве начнут действовать законы экономики, а в цене услуги будет планироваться прибыль - тогда инвесторы будут мечтать вложить в отрасль деньги и встанут в очередь!

Нужно создавать эффективного собственника в каждом конкретном доме. Но если создать его и не создать конкурентную среду, то система работать не будет. Условно говоря, если вы создали 90% ОСМД, а вам одна компания мусор вывозит по монопольным ценам — что толку?

И вот когда будут решены такие задачи, как: модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда; перевод ЖКХ на рыночные правила работы, с упразднением государственной монополии, привлечении частного бизнеса и частных инвестиций, стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, соблюдение социальных гарантий - вот тогда можно будет сказать, что ЖКХ, в принципе, реформировано.

А что касается социальных гарантий, то помощь льготникам должна предоставляться только адресно, а не через коммунальные предприятия. Поэтому надо прекратить популизм властей, нужно платить полную стоимость услуг, ЖКХ – это не отдел собеса, оно не должно заниматься социальной политикой!

- С чего начинать? ОСМД – это действительно решение проблемы?

- Государству нужно прекратить финансировать частную собственность! Сегодня государство финансирует эту самую собственность в многоэтажные частные дома, частные квартиры … При этом не финансируется содержание загородных коттеджей, домов в городском частном секторе, или дома в селе. За счет наших общих денег - из бюджета - ремонтируется крыша 9-этажного дома, но не ремонтируется крыша тете Клаве в селе Вишевое, а чем она хуже? Тетя Клава построила дом за свои деньги, а гражданин 9-этажного дома получил ее когда-то бесплатно от государства.

Поэтому, в Жилищном кодексе мы – депутаты - будем пытаться вписать пункт «Об обязательном создании общества совладельцев» в многоэтажных домах.

Наши граждане имеют полное основание говорить, что «… услуги ЖЭКов отвратительные, мы платить не будем, будем писать жалобы». Кому их писать? Тому, кто придет и за свой счет отремонтирует мою частную собственность? Или за деньги общенародные? Или откуда они должны взяться? Что делать? Вот, например, мэр Киева однажды выдал «гениальную» мысль, которую я запомнил навсегда: «Решить проблему ЖКХ очень просто: надо поменять плохих начальников ЖЭКов на хороших». (!?) Вот это действительно «высокая» степень понимания руководством Киева глубины проблемы!

Но все-таки – что делать? Да все просто: граждане должны иметь право свободы выбора, чтобы сами определяли: за что будут платить, кому будут платить и сколько.

Жители дома – частные собственники приватизированных квартир, должны будут собраться и принять свой устав, и на основании этого документа они получают право выбрать себе исполнителя услуг: высокие тарифы на вывоз мусора - нанимайте конкурента , много платите за уборку подъезда – пригласите кого-то другого или убирайте сами! Собираются жители дома и пишут: хотим консьержку – стоит столько-то в месяц, хотим ограду дома, детскую площадку, чтобы ежегодно белился подъезд, и т.д. … вот это все мы хотим. Когда насчитали, что хотим, сумму разделили на всех по площади, и платим.

( Кстати, как только вы создаете ОСМД и отказываетесь от услуг ЖЭКа, вы сразу экономите по 57 коп. на каждом кв. метре.) А потом – как во всем мире – объявляется конкурс на право выполнять вам эти услуги. Вы выбираете исполнителя услуг и заключаете с ним договор. Да, сегодня исполнителей немного, так их и не будет, до тех пор, пока мы в «Законе о ценообразовании» не укажем минимальной рентабельности ЖКХ, и пункт «прибыльная деятельность ЖКХ» не будет работать.

Альтернатива ЖЭКам есть: есть управляющие компании, они есть и в Киеве, и в других городах, есть и в моем родном Бердянске. Главное - нет монополии, это частные структуры, которые выполняют услуги вместо ЖЭКов и значительно качественнее. У них нет нормативных жековских бумажек, где в прошлом тысячелетии придумано, что в каждом ЖЭКе должно быть 8 паспортисток и 10 бухгалтеров, и, как я уже говорил, вы экономите 57 коп на кв. метре, как только избавляетесь от этой конторы.

Управляющих компаний может быть 10 и 100, главное, чтобы не было монополии. Я живу в Бердянске в доме, который обслуживает маленькая компания из 3 человек, когда я уходил из мэров в народные депутаты, в Бердянске уже было 38 % домов ОСМД, вот они избирают председателя ОСМД, который заключает договор с электриком ,сантехником, дворниками и пр… Все деньги считаются по каждой квартире, у всех ведь есть счетчик, что всегда, кстати, невыгодно ЖЭКу!

- Чего же мы – общество – можем в итоге ждать от реформы? И что же все-таки мешает реформировать ЖКХ?

- Отвечаю прямо по пунктам. Итак, если будет:

1.Передача многоэтажных домов в обслуживание и содержание их фактическим собственникам. Я уверен, что это нужно делать в обязательном порядке;

2.Передача земли под домами в аренду ОСМД;

3.Передача самих зданий на баланс ОСМД;

4.Внедрение энергосберегающих технологий;

5.Создание системы расчета и контроля ценообразования;

6.Поддержка и развитие рынка услуг;

7.Модернизация систем водо- и теплоснабжения;

8.Привлечение под эти действия инвестиций

… то в результате мы получим то, чему завидуем, когда приезжаем за границу, при этом еще и удивляемся: вот, оказывается, какие могут быть условия жизни, какая чистота и какое энергосбережение. Одним словом будет то, чего уже давно достигла Европа, а пока у нас есть то, чего заслуживаем.

Есть примеры различного устройства коммунального хозяйства, но во всех странах - во всех! - работа всех предприятий основана на законах экономики.

Совершенно не важно - какой формы собственности будут коммунальные предприятия. Важно, чтобы они профессионально управлялись, а государство не придумывало бы льготы, которые потом не финансируются. Важно, чтобы популизм был законодательно не допустим, и вмешательство политиков в экономику запрещено ЗАКОНОМ! Так же законом должно быть запрещено взвинчивать цены. И это должна отслеживать инспекция по ценам. Только не устанавливать тарифы (!!!), а проверять правильность расчета себестоимости, после чего орган местного самоуправления должен установить уровень рентабельности для каждой услуги. Вот и все. Просто и ясно. У меня лично нет сомнений, что при таком подходе, многие захотят работать в этой сфере: раз есть прибыль, значит, будет конкуренция. Если же там пока только убытки, то и отрасль в развале…

Реформа ЖКХ выгодна сегодня прежде всего гражданам, хозяевам квартир, мэрам городов и горсоветам, которые хотят изменить ситуацию, но у них нет на это рычагов влияния. Реформа не выгодна тому чиновнику, мэру, или начальнику ЖЭКа, которому не хочется уходить с руководящего кресла, где он ни за что отвечает и под шумок решает свои вопросы. Зачем ему эффективные управленцы? Что мешает? А мешает менталитет, корысть и просто необразованность наших чиновников и политиков - вот что стоит сегодня мощным барьером на пути решения этой проблемы – реформы ЖКХ.

 

Марина Щербакова,

Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua»

http://obozrevatel.com/news/2010/6/1/369856.htm

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".