Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Гриневецкий: «В работе Верховной Рады произошел прорыв»

26.07.2010

Результат был выше

«Подводя итоги последней сессии Верховной Рады, нужно учитывать, что эта сессия начала свою работу с новоизбранным Президентом, который принял совершенно четкий курс на восстановление управленческой вертикали. Причем, мы это с первого дня почувствовали — первые Указы по созданию Экономического комитета, Комитета по борьбе с коррупцией, Гуманитарного совета при Президенте.

Кроме того, я бы сказал, что в какое-то рабочее русло вошла Верховная Рада. Эффективность работы на этой сессии была гораздо выше, чем на предыдущей. Это — если смотреть по количеству принятых законов и постановлений. А что касается качества, то здесь, к большому сожалению, надо признать: оно хромает. Хромает потому, что много скороспелых необдуманных решений, потому что хочется всего и сразу, и по всем векторам».

Сергей Гриневецкий (из интервью «Контекст-Причерноморью»)

 

Замкнутый круг

«Самым провальным моментом стал Налоговый Кодекс — как свидетельство того, что мы до сих пор не можем выйти из замкнутого круга. За 19 лет наша налоговая система стала настолько сложной, что опустилась на 181‑е место из 183 в «рейтинге» стран, чьи налоговые системы подлежат международному мониторингу.

Почему так происходит? На мой взгляд, — из-за очевидной клановости управления государством. В зависимости от политической ситуации, на политическую арену выходят то одни, то другие финансово-экономические элиты — то те, кто занимается импортом, то те, у кого экспорт. Эти элиты никогда не смогут договориться, и лишь усугубляют проблемы, как с налогами, так и с уходом экономики в «тень».

Сергей Гриневецкий (из интервью «Контекст-Причерноморью»)

 

Я не думаю, что Украина повернется спиной к Западу и откажется от курса на евроинтеграцию. Происходит возврат к политике многовекторности, где доминирующими будут все же национальные интересы. Во всяком случае, есть надежда, что все будет именно так.

Мы повторно инициировали вопрос о предоставлении статуса госслужащих медицинским, педагогическим и научно-педагогическим кадрам. В свое время наши предложения не были поддержаны депутатами. Будем надеяться, что переход из оппозиции во власть изменит отношение к данному вопросу Партии регионов и коммунистов.

Одна из задач, которую мы попытаемся решить — укрепление материально-финансовой основы малых городов и сел за счет расширения их собственной финансовой базы и реформирования межбюджетных отношений. В стране формально действует государственная программа развития малых городов, но реально она не работает. Поэтому необходимо либо пересмотреть эту программу с учетом нынешних реалий, либо дополнить ее новыми законодательными мерами.

Мы считаем необходимым устранить нормативные коллизии в законодательном обеспечении избирательного процесса. Для этого необходимо принять Избирательный Кодекс. Я, кстати, являюсь одним из авторов проекта Избирательного Кодекса. Думаю, что необходимо установить единые долговременные правила политической игры. К сожалению, у нас стало плохой традицией, менять избирательное законодательство исходя из политической конъюнктуры. В итоге с каждой реформой качество депутатского корпуса только ухудшается.

Завершилась очередная парламентская сессия. Она была крайне насыщенной политическими событиями. Редакция нашей газеты обратилась к первому заместителю председателя Комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности и обороне, председателю Одесской областной организации Народной Партии Сергею Гриневецкому с просьбой прокомментировать итоги работы парламента в первом полугодии.

— Сергей Рафаилович, нынешняя сессия в политическом плане была одной из наиболее значимых для Украины. В Верховной Раде создана новая правящая коалиция, сформирована вертикаль власти, сделаны первые шаги на пути к реформам. Как бы Вы оценили эффективность работы Парламента по сравнению с предыдущими периодами?

— Безусловно, формирование новой коалиции положительно повлияло на эффективность работы Верховной Рады. И первым важным шагом я считаю принятие Государственного бюджета на 2010 год. Этот бюджет, конечно же, не был идеальным, и, как Вы знаете, пришлось пойти на внесение в него изменений. Но это была вынужденная мера. Государство слишком долго жило не по средствам, слишком часто его интересы приносились в жертву популистским обещаниям политиков. Рано или поздно мы должны были прийти к упорядочению бюджетного процесса, к формированию новой философии бюджетных отношений.

Кроме того, к числу достижений Верховной Рады на последней сессии я отношу принятие Закона «О судоустройстве и статусе судей», новую редакцию Бюджетного Кодекса, Закона «Об основах внутренней и внешней политики» и многих других основополагающих законодательных актов, а также ратификацию Харьковских соглашений между Украиной и Россией.

Подобный прорыв в законодательном обеспечении стал возможен благодаря формированию конструктивных отношений в треугольнике Президент-Правительство-Парламент. Вспомним, как еще совсем недавно не проходило и недели, чтобы Президент и Премьер-министр не обменивались бы жесткими репликами в адрес друг друга, и на каждую инициативу со стороны Президента выдвигалась альтернативная инициатива со стороны Правительства. В итоге Парламент топтался на месте.

Мы слишком многое потеряли за время «оранжевой» пятилетки, и не можем себе позволить роскошь терять еще раз. Необходимо наверстывать упущенное, причем, ускоренными темпами.

— На протяжении последних лет Вы неоднократно выступали за нейтральный статус Украины, против втягивания нашей страны в НАТО. Недавно были приняты изменения в Закон «Об основах национальной безопасности», которые исключили вступление в Североатлантический Альянс из сферы национальных интересов Украины. С другой стороны, Харьковские соглашения между украинским и российским президентами продлили срок пребывания Черноморского Флота Российской Федерации до 2042 года. Как повлияют столь важные решения на внешнюю политику Украины?

— То, что вопрос о вступлении в НАТО снят с повестки дня, я считаю безусловным плюсом в работе Парламента. Ведь именно этот вопрос на протяжении последних лет был фактором, раскалывающим страну. Более того, руководство Украины заявило о намерении утвердить внеблоковый статус страны. Это еще не полный нейтралитет, но уже первый шаг к нему.

Теперь крайне важно, чтобы внеблоковый статус нашей страны получил международное признание. По моей инициативе Верховная Рада приняла 345 голосами Постановление «Безъядерному статусу Украины — реальные гарантии». Внеблоковый статус не дает нам возможности рассчитывать на то, что нашу безопасность гарантирует «зонтик» какого-нибудь из военно-политических блоков. В этом контексте особое значение приобретает логическое продолжение Будапештского меморандума от 5 декабря 1994 года, согласно которому ядерные державы гарантировали Украине военную и экономическую безопасность в обмен на отказ от ядерного оружия.

Сегодня необходимо подписание новых соглашений между Украиной и странами-гарантами. Утверждение такого документа Организацией Объединенных Наций могло бы, по моему убеждению, стать существенным вкладом в дело создания надежного простора безопасности не только на европейском континенте, но и во всем мире.

Что же касается Харьковских соглашений, то я считаю, что они — существенный прорыв в отношениях с Россией. Конечно, к ним далеко не однозначное отношение в обществе, однако не стоит забывать, что мы сейчас во многом платим за ошибки предыдущей власти, за тот курс конфронтации с Россией, который она избрала. Тем не менее, я не думаю, что Украина повернется спиной к Западу и откажется от курса на европейскую интеграцию. Просто происходит возврат к политике многовекторности, в которой доминирующими будут все же национальные интересы. Во всяком случае, есть надежда, что все будет именно так.

Стоит упомянуть и о еще одном аспекте. Внеблоковый статус, не говоря уже об активном нейтралитете, только тогда может быть реализован, когда он опирается на боеспособную армию.

— Вы являетесь первым заместителем председателя Комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности и обороне. Вы сами неоднократно говорили, что «национальная безопасность» — очень широкое понятие и включает в себя практически все: от экологии — до силовых структур. Что конкретно удалось сделать Комитету за последнее время?

— Приведу несколько данных. За период шестой сессии состоялось девять заседаний Комитета, на которых, в частности, были отработаны и рассмотрены тридцать законопроектов, по которым Комитет был признан главным. В частности, Верховной Радой были приняты изменения в законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования», «О государственной тайне», «О государственном оборонном заказе» и многие другие.

Особое внимание Комитет уделяет вопросам социальной защиты военнослужащих. По инициативе членов Комитета был подготовлен проект Закона о внесении изменений в ряд законодательных актов Украины по вопросам военной службы, социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы и членов их семей.

Этим законом, в частности, предлагается решить вопросы обеспечения служебным жильем или общежитиями военнослужащих, проходящих срочную службу и по контракту, и в целом жилищный вопрос. Например, мы предлагаем, чтобы военнослужащим, которые имеют выслугу 15 лет и более, было предоставлено право на получение жилья из расчета 50 процентов — за счет самого военнослужащего, а 50 процентов — за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Вооруженных Сил Украины. Предлагается также внедрение и использование жилищных сертификатов на строительство и приобретение жилья, введение накопительной системы, когда на личные счета военнослужащих Вооруженные Силы и другие военные формирования и правоохранительные органы вносят средства, которые в дальнейшем могут быть использованы на покупку или строительство жилья.

По моему мнению, такая система более соответствует условиям рыночной экономики и позволит существенно уменьшить нагрузку на государственный бюджет, ускорит решение проблемы обеспечения военнослужащих жильем.

— Как выстраиваются отношения Комитета с Советом Национальной Безопасности и Обороны, который согласно Конституции, является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны. Еще недавно предпринимались попытки сделать из СНБО параллельный Кабинет Министров, который стал бы инструментом реализации политических решений Президента. Что изменилось в этой сфере за последнее время?

— Нынешнему Президенту СНБО в качестве параллельного правительства не нужно, потому что он имеет поддержку и со стороны правящей коалиции в Верховной Раде, и со стороны Правительства. Поэтому сегодня крайне важно, чтобы СНБО вновь обрел свои конституционные функции координации и контроля деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Соответственно, наш Комитет заинтересован в установлении конструктивного сотрудничества с СНБО. Мы обратились к Президенту Украины с предложениями относительно осуществления скоординированных мер Президента, Правительства и Парламента для выработки совместных подходов в решении проблем, связанных с реформированием базовых предприятий, организаций и учреждений в основных отраслях оборонной промышленности с целью создания на их основе мощных вертикально интегрированных научно-производственных комплексов.

Далее. Важным вопросом, где требуются совместные усилия, является утилизация боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования, в том числе ракетного топлива.

Не решены также и приоритетные вопросы формирования государственной политики в сфере энергетической безопасности. Условия для инвестирования в газотранспортную систему Украины не созданы, и, как результат, появляются альтернативные маршруты транспортировки газа.

Наконец, крайне актуальным остаются вопросы дальнейшего сотрудничества с Румынией в связи с решением Международного суда ООН в Гааге по делу о делимитации континентального шельфа в районе острова Змеиный относительно перспектив разработки морских недр на тех структурах, которые находятся по обеим сторонам разделительной линии, обозначенной судом.

Комитет получил ответы от Президента, в которых сообщалось, что им даны поручения органам государственной власти относительно реализации наших предложений.

— Как в целом Вы оцениваете действия новой власти?

— На мой взгляд, несколько месяцев — слишком малый срок для оценки. Президентом в послании украинскому народу были сделаны очень серьезные заявки. Многое, как я говорил, уже было сделано. Однако есть и немало вопросов. Например, проект Налогового Кодекса, который был подан в Верховную Раду, вызвал вполне справедливые нарекания как со стороны общественности, так и со стороны народных депутатов. В ряде случаев речь шла не столько об уменьшении налоговой нагрузки, сколько о ее увеличении, усиливалась роль фискальных органов, что в наших условиях недопустимо. У нас еще нет культуры платежа налогов, а есть культура, если можно так выразиться, теневой экономики.

В том, что этот документ сырой, признала и Администрация Президента, которая направила свои замечания (и довольно существенные) к этому законопроекту. То, что Налоговый Кодекс не будет принят, повлияет и на бюджетный процесс. Может случиться так, что проект Государственного бюджета на 2011 год будет формироваться на основе старой налоговой системы, но уже с новым Бюджетным Кодексом.

Вполне понятно также и то, что Правительство вынуждено идти на непопулярные меры — такие как повышение цены на газ для населения. Сегодня у Украины нет иной возможности получить кредит для стабилизации бюджета, кроме как у Международного Валютного Фонда. Лично я являюсь противником получения кредитов у МВФ, однако предыдущее Правительство и Президент посадили страну на «кредитную иглу», и избавиться от этой зависимости не так-то просто.

В целом действия новой власти можно охарактеризовать несколькими основными направлениями.

Во-первых, делается попытка осуществить системные реформы в экономике. Возможно, не всегда эти попытки удачны, но это все же намного лучше, чем сидеть, сложа руки.

Во-вторых, активно выстраивается вертикаль власти. Это крайне важно, поскольку в эффективность государства определяется не только качеством законов, постановлений и указов, но и способностью чиновников эти законы выполнять. Управляемость государственной машиной восстанавливается, однако очень многое еще предстоит решить в кадровой политике. На мой взгляд, нынешняя кадровая политика не всегда соответствует тем целям и задачам, которые поставила перед собой новая команда. Но, надеюсь, что это временное явление.

В-третьих, вырисовываются контуры новой внешней политики, основанной на балансе различных векторов.

— А что можно отнести к недостаткам?

— Пока что мы так и не услышали внятных предложений о реализации государственной региональной политики. Есть заявление Президента о необходимости реформировать местное самоуправление, есть высказывания отдельных политиков, есть новый Бюджетный Кодекс, в котором предприняты некоторые шаги по расширению финансовой базы местных властей. Но это только элементы, а целостности пока не видно. Я считаю, что должен быть принят базовый закон «Об основах государственной региональной политики», который бы устранил путаницу в терминах, а с другой стороны, предусмотрел бы гарантированные механизмы финансирования государственной региональной политики.

— Фракция «Блока Литвина» — единственная из фракций, которая отчиталась перед своими избирателями о проделанной работе. Как бы Вы оценили работу фракции за период шестой сессии?

— Прежде всего, наша фракция стремится четко придерживаться своей предвыборной программы. Практически по каждому пункту ее депутаты от «Блока Литвина» либо подготовили соответствующий законопроект, либо уже приняли необходимый закон.

Если говорить об Одесской области, то наша фракция постоянно уделяет внимание вопросам развития Украинского Придунавья, глубоководному судовому ходу «Дунай-Черное море», экологической ситуации в зоне Куяльницкого лимана, сохранению памятников архитектуры и многим другим.

Что касается шестой сессии, то по инициативе и при участии фракции было принято несколько важных законов. Остановлюсь только на нескольких из них. Так, Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки», касавшийся установления ставок акцизного сбора на спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина и выжимок из винограда, позволил сохранить конкурентоспособность украинского коньяка как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Кроме того, мы повторно инициировали вопрос о предоставлении статуса госслужащих медицинским, педагогическим и научно-педагогическим кадрам. Это, как известно, один из пунктов нашей предвыборной программы. В свое время наши предложения не были поддержаны депутатами. Будем надеяться, что переход из оппозиции во власть изменит отношение к данному вопросу Партии регионов и коммунистов.

— Какие задачи ставит перед собой фракция в ближайшее время?

— Фракция определила для себя следующие приоритеты:

— Во-первых, — разработка и принятие пакета законодательных инициатив по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса через урегулирование актуальных проблем налогообложения, пенсионного обеспечения и регуляторной политики.

— Во-вторых, — принятие Жилищного Кодекса. Это крайне актуальная проблема, учитывая то критическое состояние, в котором находится наше жилищно-коммунальное хозяйство. Существующие правовые нормы отстали от реалий, как минимум, на десять лет. И промедление с решением этого вопроса может очень дорого обойтись и гражданам, и стране в целом.

Еще одна задача, которую мы попытаемся решить — это укрепление материально-финансовой основы малых городов и сел за счет расширения их собственной финансовой базы и реформирования межбюджетных отношений. В стране формально действует государственная программа развития малых городов, но реально она не работает. Поэтому необходимо либо пересмотреть эту программу с учетом нынешних реалий, либо дополнить ее новыми законодательными мерами.

Кроме того, мы считаем необходимым устранить нормативные коллизии в законодательном обеспечении избирательного процесса. Для этого необходимо принять Избирательный Кодекс. Я, кстати, являюсь одним из авторов проекта Избирательного Кодекса. Думаю, что необходимо установить единые долговременные правила политической игры. К сожалению, у нас стало плохой традицией, менять избирательное законодательство исходя из политической конъюнктуры. В итоге с каждой реформой качество депутатского корпуса только ухудшается.

— Однако 31 октября должны состояться выборы и они, скорее всего, пройдут по новой, теперь уже смешанной избирательной системе…

— Закон этот далеко не однозначен. Прежде всего, если принять ту схему, которая предложена в нем, то есть, избрание половины депутатского корпуса по закрытым партийным спискам, а половины — от административно-территориальных единиц, то это может привести к неоправданному раздуванию депутатского корпуса. Например, в Одесской области 33 административно-территориальных единицы, от которых могут выбираться депутаты — 26 районов и 7 городов областного значения. Если допустить, что от каждой единицы будет по два депутата, то уже получается 66 депутатов от партий и такое же количество от городов и районов. В итоге 132 депутата. Еще более сложная ситуация сложится в районах, где должны выдвигаться депутаты от сельсоветов и городов.

Народная Партия всегда выступала и выступает за то, чтобы на местных выборах произошел возврат к мажоритарной системе в соответствии со статьей 140 Конституции Украины. Пусть партии остаются единственными субъектами избирательного процесса, но голосовать избиратели должны за конкретного депутата.

Еще одна важная проблема — не завершено внесение изменений в Конституцию относительно уравнивания сроков полномочий депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей. От того, сумеет ли Верховная Рада до 10 сентября завершить внесение изменений в Конституцию, будет зависеть, пройдут ли выборы в местные органы самоуправления по всей территории Украины, или нет. Если нет, то будет опять путаница, когда городские, поселковые и сельские головы избираются на четыре года, а местные советы — на пять лет.

При принятии закона с голоса было внесено положение о том, что выборы проходят на всей территории Украины за исключением выборов Киевского городского головы, Киевского горсовета и Тернопольского областного совета. Но досрочные выборы проходили с 2006 года не только в эти органы местного самоуправления и, в соответствии с решением Конституционного Суда, они также должны состояться не 31 октября 2010 года, а позднее. В итоге, у нас есть шанс войти в очередную полосу бесконечных выборов.

Поэтому повторю еще раз — стране нужен Избирательный Кодекс, причем желательно, чтобы изменения в него вносились не простым, а квалифицированным большинством, как в Конституцию. Избирательный Кодекс и должен стать своего рода малой Конституцией.

 

Записал Федор Артеменко,

информационно-аналитический еженедельник «Час пик» (г. Одесса) №29(482) от 25 июля 2010 года

http://www.chaspik.info/bodynews/6850.htm

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".