Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Владимир Литвин: „Люди имеют право на переворот”

05.12.2011

 

Интервью Председателя Верховной Рады Украины, Председателя Народной Партии Владимира Литвина журналу Weekly.ua 2 декабря 2011 года

Председатель Верховной Рады в эксклюзивном интервью Weekly.ua рассказал, как в 2002 году он, не желая того, возглавил парламент, почему народ ненавидит именно депутатов, и как он собирается «очеловечить» нынешнюю власть

Владимир Литвин — один из ярких примеров долгожителей на украинской политической арене. «Под принуждением» возглавив парламент еще при президенте Кучме, освоившись, Владимир Михайлович умудрился вернуться в кабинет на Грушевского при Ющенко, удержался в кресле и при Януковиче. Сейчас у Литвина новая сверхзадача. Его Народной партии на следующих выборах не по силам преодолеть 5%-ный барьер, решение объединиться с партией власти — единственный шанс продлить политическую жизнь

Владимир Михайлович, мы встречаемся с вами сразу после годовщины Майдана. Как вы оцениваете это событие семь лет спустя? Где вы были в то время?

– Я был тогда в Верховной Раде. Именно в ней был главный Майдан. А люди, которые вышли на улицу, осуществляли общественное давление. Решения же вырабатывались в парламенте, после чего все переговорщики шли в Мариинский дворец, приводили наработанные предложения к общему знаменателю и подписывали заявления. Что касается собственно Майдана, надо сказать, это явление было вызвано тем состоянием общества, когда люди чувствуют нехватку демократии и не имеют возможности выразить свою точку зрения, когда люди устают от власти. Когда людей не слышат, они имеют право на государственный переворот. Это уже потом, если подобные государственные перевороты успешны и их организаторам удается закрепиться при власти, их называют революциями. Вспомним 1917 год: сначала же речь не шла о революции, о ней начали говорить уже впоследствии. Впрочем, при революциях происходит радикальный переворот общественного строя. В нашем же случае переворота не было, просто с помощью улицы к власти были приведены известные фигуры. А Верховная Рада действовала по принципу — не допустить гражданского конфликта.

 Сегодня уровень недовольства в обществе растет также достаточно стремительно, социологи диагностируют предвзрывное состояние...

– Очевидно, что общество перенапряжено, поскольку его длительные ожидания не реализуются. Особенно с учетом того, что мы перестали быть идеологическим обществом, зато все еще безуспешно навязываются принципы общества потребления. Идеологии как сдерживающего и объединяющего фактора уже нет, а общество потребления существует лишь для ограниченного круга людей. Это люмпенизирует и, соответственно, революционизирует массы.


 При этом главным местом протестов, так сказать, главным объектом ненависти стала Верховная Рада. Почему?

– Так во всех странах — всегда с протестами идут к власти, и прежде всего законодательной. И Верховная Рада не исключение. Когда люди видят, как в других странах захватываются парламенты, это для них пример. Ведь все самые сложные решения освящаются преимущественно парламентом.

 Что могло бы побудить лично вас выйти с протестом к печально известному забору вокруг парламента?

– Меня беспокоит все, что происходит в обществе но, имея опыт, я не вышел бы протестовать, поскольку знаю, что позитива, как и результата, это не принесет. Если ты предпринимаешь первый шаг, то должен спрогнозировать, каким будет второй и третий. Если знаешь, что на выходе ничего не получишь, не предпринимай первый шаг, чтобы бы не выставлять себя на посмешище. Люди и раньше были недовольны — «чернобыльцы», «афганцы», другие категории льготников. Поскольку с 2000 года законы о льготах не действовали либо полностью, либо частично. Но люди знали, что у них есть декларируемые льготы, и все были в одинаковом состоянии — должны получать деньги, но не получают. Однако в последнее время, когда стали появляться судебные решения относительно выплаты льгот и судебные исполнители обеспечили выполнение этих решений для отдельных личностей, люди сразу увидели разницу: одни льготники продолжали получать пенсии в пределах тысячи гривен, а другие после решения суда — 25–35 тыс. Еще и добились компенсаций за прошлые годы. А они иногда составляют до 750 тыс. грн.

Конечно, такая ситуация привела в движение льготников. К этому еще добавились и политики, и общественные активисты. В итоге — эксцессы возле Верховной Рады и не только возле нее.

 Как власть будет решать эту проблему?

– Решить эту проблему сразу и немедленно абсолютно невозможно. И об этом надо честно сказать. У нас потерян диалог с обществом, подорвано доверие к государственным органам. И это не проблема нынешней власти — просто длительное накопление недовольства и недоверия материализовалось сегодня в голодовки, митинги, штурмы. Мы пожинаем плоды той неумной политики последних двадцати лет. Когда под выборы принимались решения, которые невозможно выполнить. Как пример, тот же закон о детях войны. Когда президенты заканчивали свои каденции, то охотно подписывали такие законы — «вот вам мой подарок на прощание». То же касается и правительств, и Верховной Рады. Все исходили из соображения: победим на выборах — как-то разберемся, проиграем — оставим эту проблему преемникам. Сейчас надо посчитать все социальные выплаты, которые должно осуществлять государство в соответствии с действующим законодательством. А потом показать доходную часть бюджета и расходную с учетом социальных обязательств государства. А дальше вести открытый разговор –как увеличить доходную часть бюджета и оптимизировать расходы. В 90-е годы ситуация была намного хуже — пенсии были мизерные и месяцами не выплачивались, инфляция была огромной, но тогда еще был запас терпения у людей. А теперь слишком уж большая концентрация разочарований и негатива.

 Если все посчитать, на какие выплаты хватит государственных денег?

– Все, что можно сделать для уменьшения расходов на содержание Верховной Рады Украины в этом году, делается. Чтобы выполнить все предусмотренные законами социальные обязательства, нужен еще один государственный бюджет Украины.

 Кстати, об экономии. Только что Верховная Рада ограничила себя в использовании бумаги, переведя документооборот в электронный вид — экономия на сессию 400 тыс. грн. Какие-то еще ограничения планируются?

– Что касается 2012 года, то существует два подхода: первый — оставить финансирование парламента на уровне прошлого года, второй — уменьшить на 8–10%. Моя позиция — ничего не увеличивать, а при подготовке ко второму чтению проекта бюджета еще и существенно ограничить расходы по статьям, которые называются «выплаты депутатскому корпусу».

 Недавно принят закон о выборах, насколько он совершенен?

– Этот закон — документ на вырост. Он рассчитан на политиков, которые делают то, о чем говорят, и на людей, которые делают ответственный выбор. У нас в истории выборов было много случаев и прямого подкупа избирателей, и применения админресурса, и, соответственно, жалоб. Сейчас уже не будет возможности даже сделать замечание кандидату или политической партии, которые будут открыто покупать людей, раздавая им деньги. Мотивация — не дать возможности власти снимать с гонок неудобных кандидатов и непровластные партии. Поэтому граждане должны понимать, что данный закон накладывает на них большую ответственность за то, кому они доверят страну.


 То есть новые правила выборов не защищают избирателя?

– Избирателя не нужно защищать. Закон рассчитан на думающих людей, которые должны смотреть и видеть, что есть те, кто оккупировал телевизионный ящик и только промывает им мозги, а есть те, кто действительно настроен на работу и реально работает.

 Эксперты спрогнозировали, что когда состоится анонсированное слияние возглавляемой вами Народной партии с Партией регионов, то в список «регионалов» попадут лишь три-четыре сегодняшних члена фракции Народной партии...

–  Эксперты и политологи сначала делают прогнозы, а потом объясняют почему эти прогнозы не оправдались. Поэтому их мнение я учитываю в последнюю очередь. Должен сказать, что мы сотрудничаем с Партией регионов и также ответственны за все, что происходит сегодня в стране. Что будет дальше — жизнь покажет. Я человек коллектива, и решение, кто, где и как будет баллотироваться, мы примем совместно.

 Но давайте говорить откровенно. Вы, не ожидая этого решения, уже активно занимаетесь собственным избирательным округом?

–  Нет такого понятия, как «мой округ». Есть Житомирская область — земля, давшая мне путевку в жизнь, которой я занимался, занимаюсь и буду заниматься. Независимо от того, где и кем я буду.

 Можно ли говорить, что вы планируете получить новый мандат именно в округе Житомирской области?

–  До выборов, вдумайтесь, еще 11 месяцев, а я буду рассуждать, как на них идти! По этому поводу у нас в селе говорят: «Ще телятко не народилось, а дурень вже стоїть з довбешкою». Не спешите, всему свое время.

 Есть мнение, что Литвин должен разбавить Партию регионов, представителей которой до сих пор называют «донецкими». Это поглощение позволит партии власти выйти на новый качественный уровень. Согласны?

–  Истоки Народной партии в селе, ведь сначала это была Аграрная партия. Отсюда и мировоззрение — работать с утра до ночи и рассчитывать, что тебя заметят и оценят. При этом еще и отсутствие локтей, даже определенная покорность, попытка все объяснить, со всем смириться. А у членов Партии регионов более наступательная позиция, поскольку она объединяет в первую очередь представителей бизнеса, в том числе большого, а также государственных служащих. Если у Партии регионов ярко выражен интернациональный характер, то у Народной партии более национальные позиции в отношении к языковой проблематике, к культуре.

Нельзя не считаться с реальностью, которая заключается в том, что Партия регионов — партия власти. Мне лично, как, надеюсь, и вам, не безразлично, какой эта власть будет, а следовательно, какой будет страна. Следовательно, волнует вопрос, что нужно делать, чтобы эта власть была народной, возможно, очеловечить и обеспечить сочетание тех интересов, настроений и устремлений, какие присущи всей Украине. Речь идет не о слиянии, а о сочетании усилий.

 Говорят, что вы в свое время, придя из Администрации Президента Кучмы, вовсе не хотели возглавлять Верховную Раду...

– Да, не хотел, потому что тогда не считал Верховную Раду серьезным государственным органом. Возможно, потому что перенес на нее представление о советском Верховном Совете, который собирался дважды в год и просто штамповал решения, спущенные сверху. Да и коллектив непростой. И для работы с ним мало выучить книгу под названием «Регламент Верховной Рады Украины». Парламент меня закалил. Спикер — это человек, который должен уметь слушать и слышать, искать и находить компромиссы. Организовать диалог. Я никому не могу дать команду, могу только убеждать. Ежедневно я до пятисот раз говорю два слова: «пожалуйста» и «спасибо».

 У вас есть желание быть спикером в парламенте-2012?

– Хороший вопрос. По-видимому, я был бы неискренним, если бы начал сейчас говорить, что уже устал от этой должности. Вместе с тем я хорошо понимаю, что политики людям надоедают. И я не исключение. Они хотят видеть новые лица, любые, только бы они были другими. Хотя должен сказать, что мой опыт обеспечения диалога и компромисса будет еще долго востребован. Если не в моем лице, то все равно это опыт людей, которые умеют свои амбиции, свое я подчинять интересам общегосударственного масштаба. Именно так, кстати, на компромиссе, было реализовано принятие закона о выборах народных депутатов. Все держалось на очень сложных договоренностях, которые имели слишком тонкий характер...

 Правда ли, что тонкость, о которой вы говорите, заключалась в некоторых договоренностях с оппозицией об определенных уступках относительно судьбы Юлии Тимошенко?

–  Об этом никто не говорил. Возможно, на межфракционном уровне о чем-то и шла речь, но на общем — нет. Была определенная договоренность сторон. Например, не исключалось, что, добившись максимума своих требований, оппозиция могла и не голосовать за закон, потому что знала, что у большинства хватало голосов на его принятие. И у оппозиции тогда были бы развязаны руки, чтобы в дальнейшем критиковать избирательное законодательство, привлекая союзников из-за границ Украины.

 И все же, относительно судьбы Тимошенко...

– События вокруг Тимошенко — залог интереса к ее партии и фракции. Звучит цинично, но это так. Иначе вряд ли бы кто говорил о значительных шансах партии «Батьківщина» на следующих выборах. Еще будут апелляции и другие моменты, но очевидно одно: проблема Тимошенко и ее семейства обернулась проблемой для страны. Урок для законодателей в том, что они очень ответственно должны подходить к принятию решений уголовно-процессуального характера. Обратите внимание: когда в 2001 году принимался Уголовный кодекс, его продвигали и поддерживали люди, которые сегодня рассказывают об отпечатке на нем сталинско-советской эпохи. Принятие решений против кого-то и под текущий момент оборачивается потом проблемами для его инициаторов, и прежде всего проблемами для страны.

 Народ справедливо спрашивает: неужели только «оранжевые» воровали?

– Ну что вам сказать — все воровали, воруют и будут воровать. Так делают во всем мире, разница только в масштабах. Все говорят: надо остановить коррупцию. Однако известно — коррупцию уничтожить невозможно. Но можно и нужно добиваться того, чтобы коррупция не была определяющей составляющей, таким себе смазочным материалом для государственного механизма. На дело Тимошенко, кстати, я смотрю еще вот под каким углом: этот обвинительный приговор надо было бы развесить во всех властных кабинетах. Как послание нынешней власти и власти будущей. Потому что создан прецедент. И сегодня, как никогда, каждому чиновнику надо любые свои действия сверять с нормами закона, а главное — проявлять максимальную ответственность и открытость в своей работе.

Мария Старожицкая, Мыкола Пидвезяный,

Weekly.ua от 02 декабря 2011 года

http://weekly.ua/pulse/interview/2011/12/02/112328.html

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".