Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Гриневецкий: «В реформе ЖКХ, как и в любой другой, надо начинать с реформы заработной платы»

29.03.2011

ЖКХ – эта аббревиатура знакома всем. Расшифровывается она просто «жилищно-коммунальное хозяйство», а реально – это то, что составляет нашу жизнь, по крайней мере, жизнь горожан: свет, газ, водоснабжение, тепло в домах, то что сегодня называется «цивилизацией». Диогену было, наверное, легко жить в бочке в условиях относительно теплого климата тогдашней Греции (хотя греческая бочка – пифос представляла собой большой глиняный кувшин, вкопанный в землю и отличалась от нашей традиционной бочки). А вот «пересічного» украинца жизнь ни в бочке, ни в пифосе не прельщает, поэтому для него коммунальное хозяйство – предмет постоянных забот и тревог. В особенности, сейчас, когда стоимость коммунальных услуг растет, как на дрожжах и у многих людей возникает вполне резонный вопрос: за что платить и как? Об актуальных проблемах жилищно-коммунального хозяйства наш разговор с первым заместителем председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергеем Рафаиловичем Гриневецким.

- Сергей Рафаилович, коммунальная сфера сегодня – одна из наиболее острых и болезненных тем нашего общества. Это наш быт, наша повседневность. Несомненно, что рост цен на коммунальные тарифы коснется каждого. С одной стороны, говорят, что это может стать катализатором социального недовольства. С другой – что без столь жестких мер не обойтись, что таково требование Международного Валютного Фонда, без которого Украина не получила бы кредит для стабилизации финансов страны. Два извечных «русских» вопроса – кто виноват и что делать?

- Начнем с первого. Украина пошла на соглашение с Международным Валютным Фондом не от хорошей жизни. Понятно, что мы не могли избежать влияния мирового кризиса, но если бы предыдущее руководство страны своевременно осознало опасность и приняло меры, удалось бы избежать катастрофических последствий. Я хочу напомнить, что сотрудничество с МВФ было начато еще при правительстве Тимошенко. Единственно, что благодаря президентским выборам проведение наиболее непопулярных реформ было отодвинуто на год. Но было очевидно, кто бы ни пришел к власти – ему не удастся избежать сотрудничества с МВФ. Собственно говоря, выбор был невелик – или развал финансовой системы, дефолт и инфляция или брать в долг на кабальных условиях.

Международный Валютный Фонд – это, как известно, не благотворительная организация. Это кредитор, который диктует условия. Причем его мало волнует благосостояние граждан той страны, которой он выдал кредит. Его главная задача – обеспечить возврат денег. Поэтому на первом месте всегда стоит ограничение государственных расходов, повышение поступлений в бюджет и либерализация рынка. МВФ критикуют и зачастую, справедливо, как инструмент глобального капитала, но, к сожалению, другого дешевого кредитного ресурса нет.

А вот задача того, кто взял кредит – постараться не только выполнить взятые обязательства, но и избежать социальной и политической нестабильности. Никто не говорит о том, что не надо проводить реформы, в том числе и реформы ЖКХ. Другое дело, ради чего эти реформы проводить? Для того, чтобы удовлетворить требования МВФ или для того, чтобы получить на выходе эффективно работающую жилищно-коммунальную сферу? Я считаю, что приоритетом должно стать второе направление.

- Тем не менее, уже в этом году украинцев ожидает ценовой шок. Одним из условий получения очередного транша МВФ в размере 1,5 млрд. долларов является двухэтапное повышение тарифов на газ (на 20% с 15 апреля и еще на 10% - до конца июня) и повышения тарифов на коммунальные услуги (на 26% в апреле и на 33% - в октябре). С 1 апреля возрастет стоимость электроэнергии. Считается, что эти меры должны повысить уровень поступлений в бюджет и эффективность работы ЖКХ. Но насколько оправданы эти ожидания?

- Я приведу только одну цифру. В январе долг населения за услуги ЖКХ по стране увеличился на 6,3% или на 712,9 млн. гривен к уже существующим долгам в размере 12 млрд. Причем, если задолженность по квартплате уменьшается, то долги за газ и теплоснабжение как раз растут. Это говорит о том, что населении, в особенности, в малых городах и поселках, где дома отапливаются с помощью газа, уже сейчас сложно платить за газ. А если он подорожает еще больше, то задолженность будет только накапливаться. К тому же, повышение тарифов на тепло ведет фактически к тому, что население платит и за газ для предприятий ЖКХ. То есть, эффект обратный ожидаемому.

Подобная практика развращает жилищно-коммунальные предприятия, ведет к тому, что вместо модернизации основных фондов, введения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, они решают свои проблемы за счет населения.

Добавьте к этому циркулирующие в народе слухи о том, что согласно новому Жилищному Кодексу будет облегчена процедура выселения должников из квартир. Ведь, к сожалению, никто толком не разъяснил людям суть нового Жилищного Кодекса. А это порождает опасения, которые могут стать детонатором социальной нестабильности.

- Что же делать в этой ситуации?

- Я думаю, что в реформе ЖКХ, также, как и в любой другой, в том числе и в пенсионной реформе, надо начинать с реформы заработной платы. Ведь у нас до сих пор доля заработной платы в стоимости конечного продукта минимальна. Идет дичайшая эксплуатация труда. С другой стороны, многие зарплаты остается в тени и выплачивается в конвертах. Говорят, что у нас стоимость коммунальных услуг была ниже чем, в европейских странах. Но простите, у нас и зарплаты далеко не европейские.

Кроме того, необходимо внедрение новых энергосберегающих технологий, строгий учет и контроль за использованием ресурсов. Это касается не только населения. Как раз граждане, те кто могли уже установили у себя и газовые счетчики и водомеры. И, как показывает опыт, они себя окупили. Но у нас очень большие потери и электроэнергии и воды. Сети изношены, нагрузка возрастает. И за счет повышения тарифов эти потери пытаются переложить на людей. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства не заинтересованы в том, чтобы велся правильный учет и контроль, поскольку в таком случае они сами будут вынуждены предпринимать меры, необходимо будет изыскивать средства, вкладывать их в реконструкцию и обновление оборудования.

Не стоит забывать и о том, что основные фонды отрасли – в аварийном состоянии и представляют техногенную опасность. А это уже вопрос национальной безопасности. Напомню, что согласно статье 7. Закона Украины «Об основах национальной безопасности» (цитирую) «критическое состояние основных производственных фондов в ведущих сферах промышленности, агропромышленном комплексе, системах жизнеобеспечения» относится к угрозам национальной безопасности страны.

Поэтому реформа жилищно-коммунальной сферы - это одна из самых сложных реформ. Во-первых, ее невозможно решить даже с помощью такого документа как Жилищный Кодекс. Реформа ЖКХ – это комплекс мер, это и реформа местного самоуправления, и эффективная судебная система, потому что граждане должны иметь возможность защитить свои права в суде. А во-вторых, она возможна тогда, когда ее авторы снимут «политические мундиры». Это касается как власти, так и оппозиции. Потому что у нас любой вопрос моментально политизируется, что ведет к выхолащиванию сути реформ. Для совершенствования системы управления отраслью и ее технического переоснащения не нужны громкие слова, нужна элементарная правовая грамотность и чувство ответственности.

Необходима также демонополизация этой сферы, создание конкурентной среды, переход на рыночные отношения. А это сложно сделать без создания благоприятного инвестиционного климата, стабильности национальной валюты.

Бюджетных средств для реформы ЖКХ, в особенности в нынешних послекризисных условиях, недостаточно. Возможно, необходимы кредиты, в том числе и под гарантии местных бюджетов и с контролем за их использованием. Что опять же требует стабильности банковской системы и национальной валюты.

Нужны и частные инвестиции. Но с одной стороны, частному инвестору нужны твердые гарантии, с другой – местная власть должна иметь право требовать выполнения обязательств. У нас же практически нет ни того ни другого. Происходит смена власти – и тут же возникает соблазн пересмотреть условия договора. К тому же очень велика коррупционная составляющая, которая, к сожалению присутствует везде.

- К тому же все говорят о том, что система ЖКХ крайне забюрократизирована и непрозрачна. Люди совершенно справедливо возмущаются, когда им приходит счет за услуги, которые они не получают. Никто толком не знает, что такое квартплата, из чего она состоит.

- Давайте посмотрим на проблему шире. У нас миллионы граждан – собственники, благодаря тому, что государство в свое время разрешило бесплатную приватизацию жилья. Но проблема состоит в том, что они квартировладельцы, а не домовладельцы. Придомовая территория, дворы – это, по идее, собственность территориальной громады. Кстати, во многих европейских странах ситуация несколько иная – есть домовладелец, это или частные лица или муниципалитет, а есть наниматели жилья. И ответственность за поддержание жилого фонда лежит на домовладельце. Кто у нас ответственен за поддержание жилья в должном состоянии, кто и когда обязан делать в домах капитальный ремонт, менять трубы, стояки, проводку, чинить крышу?

Можно решить проблему за счет кондоминиумов или объединений совладельцев многоквартирных домов. Но, как правило, подобный опыт применим в новых домах, так называемых, новостроях, где владельцы прошли своего рода тест на материальное благополучие. Но в старых домах, где на одной площадке, например, могут жить пенсионеры, люди среднего достатка и малоимущие, сделать это крайне трудно. К тому же у нас, в отличие от стран, слабо развит опыт самоорганизации населения.

Если взять Одессу, то ее исторический центр – это один большой памятник архитектуры, где требуется внимание государства.

Значит при реформе коммунальной сферы, при принятии Жилищного Кодекса необходимо учитывать все эти факторы. Думаю, что нужно изучить опыт европейских стран. Да, он существенно отличается от нашего, там другие традиции, но есть и много позитивного, в том числе и в сфере управления сферой.

Но начинать, подчеркиваю, надо именно с реформы заработной платы. Это должно стать отправной точкой. Тарифы должны быть не только экономически обоснованы, но и соответствовать уровню материального благосостояния граждан, иначе коммунальную сферу ждет крах.

 

Записал Артем Филиппенко,

газета «Час пик», №12(516) 27 марта 2011 года,

http://www.chaspik.info/bodynews/7650.htm

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".