Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД

11.04.2011

Статья народного депутата Украины фракции Народной Партии в Верховной Раде Украины, заместителя Председателя Народной Партии Сергея Гриневецкого для  журнала «Профиль», №14 (183) от 09.04.2011 г.

   

 

Недавно свое 50-летие отметило объединение «Сельхозтехника». Я начинал свою трудовую деятельность на предприятии, входящем в эту систему. Инженером. Свой выбор сделал под влиянием отца, который всю жизнь проработал инженером в сельском хозяйстве. И гордился своей принадлежностью к этой профессии, к тем, кого называют «технарями».

Но сегодня приходится с грустью наблюдать за тем, как техническая интеллигенция, увы, все больше превращается в исчезающий вид. И причиной тому является не только тяжелое положение в отечественной промышленности. Да, развал 90-х годов оставил без работы десятки, если не сотни тысяч людей, работавших на промышленных предприятиях. Кто-то, чтобы прокормить семью, подался торговать на рынок, кто-то занялся предпринимательством, кто-то нашел работу в другой сфере.

Прошло время, и ситуация изменилась. Приведу некоторые сведения. По данным государственной службы занятости, на протяжении 2010 года в Одессе было укомплектовано 31,8% от существующих вакансий. При этом предприятия города ощущают потребность в квалифицированных рабочих (токарях, фрезеровщиках, электрогазосварщиках, бетонщиках, электромонтерах, слесарях-ремонтниках и даже сантехниках). Не хватает инженеров-механиков, инженеров-электриков, инженеров-технологов, квалифицированных программистов и дизайнеров. Требуются врачи, учителя, водители, швеи и даже продавцы. В то же время рынок перенасыщен юристами, экономистами, менеджерами и бухгалтерами.

И еще одна черта. В течение прошлого года на учете в центре занятости пребывало 340 выпускников вузов и ПТУ, из которых 292, то есть абсолютное большинство, – выпускники именно вузов.

Значит, работники технических специальностей, в том числе и инженеры, нужны. Причем хороший инженер – на вес золота. И нужны они именно сейчас.

Но возникает вопрос – кого, как и зачем готовят наши вузы? Почему у нас так много тех, кто что-то продает, и мало тех, кто готов что-то производить? Более того, все чаще можно услышать жалобы на то, что падает уровень образования, причем как раз в сфере фундаментальных наук – математики, физики, химии, то есть специальностей, составляющих основу технических профессий.

Еще один пример, теперь уже из российской жизни. Накануне Дня науки средства массовой информации опубликовали интереснейшие результаты социологического исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Как выяснилось, часть россиян отстала от развития науки на сотни лет. Так, треть граждан страны убеждена, что Солнце вращается вокруг Земли, причем, как ни странно, число таких людей с годами становится только больше. К тому же 14% опрошенных, которые знают, что Земля вращается вокруг Солнца, живут в твердом убеждении, что полный оборот она совершает за один месяц. Среди наиболее распространенных заблуждений также вера в то, что радиоактивность – исключительно дело человеческих рук (55%) и что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии (46%).

Кроме того, едва ли не каждый третий считает, что первые люди жили по соседству с динозаврами в одну и ту же эпоху. Каждый шестой житель России не верит, что современный человек развился из более ранних видов. Около четверти россиян ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%). А 18% опрошенных отрицают, что электроны меньше атомов.

К сожалению, в Украине такие исследования не проводились, и совершенно зря. Можно предположить, что они дали бы на выходе столь же печальную картину.

Когда-то мы гордились своим образованием. Увы, рассуждая о падении уровня знаний, в последнее время говорят преимущественно о гуманитарных науках, и прежде всего об истории. Действительно, стоит ли удивляться тому, что, насмотревшись разных американских мультфильмов типа какой-нибудь «Анастасии», молодое поколение будет думать о том, что свержение царской семьи организовал Григорий Распутин. Конечно, американскую историю мы тоже знаем поверхностно, а имена президентов США вспомним, разве что рассматривая доллары с их изображением. Но недостаток гуманитарных знаний восполнить относительно легко.

Гораздо хуже для страны – падение технических знаний. В советском строе было немало плохого и немало хорошего, как, впрочем, в любом строе. Одним из позитивных моментов можно назвать своеобразный культ технических и естественно-научных знаний, чему в немалой степени способствовала и целенаправленная политика государства.

Вплоть до конца 50-х годов профессия инженера в СССР была значимой и востребованной. К сожалению, с тех пор как началась «массовая штамповка», ее престижность падала, она стала низкооплачиваемой и даже превратилась в предмет шуток. И тем не менее количество желающих стать инженерами не уменьшалось. Причем в некоторые технические вузы конкурс, как говорится, зашкаливал.

Те, кто ходил в школу в советское время, может вспомнить, какой популярностью пользовались журналы «Юный техник» и «Техника – молодежи». Люди постарше очень любили «Науку и жизнь», тем более что подписаться на многие дефицитные издания было нелегко. Существовал лимит на определенные издания для каждой области.

90-е изменили все. Не только закрылись заводы, а оставшиеся без работы и без зарплаты были вынуждены в поисках куска хлеба податься во все тяжкие. Снизилась общественная значимость технических специальностей. К тому же после распада Союза многие качественные технические, научные и научно-популярные издания автоматически стали зарубежными и потому малодоступными для среднестатистического читателя.

Произошедший во второй половине 90-х подъем украинской экономики не привел к существенному изменению ситуации. Первоначальная нехватка юристов, экономистов, менеджеров привела к повышенному спросу на эти профессии. Их стали готовить чуть ли не в любом вузе. И количество желающих не уменьшается. Почему? Да потому что в современной украинской экономике быть прокурором, следователем, банковским служащим гораздо выгоднее, чем инженером-механиком, инженером-технологом, инженером-атомщиком.

А что уж говорить о фундаментальных исследованиях? Быть ученым – немодно, быть ученым – значит быть бедным. Доля ВВП, которая выделяется на научные исследования в Украине, в 2–2,5 раза меньше, чем в ведущих странах мира. Удельные затраты на научные исследования в расчете на одного ученого в нашей стране почти в три раза меньше, чем в России, в 18 раз ниже, чем в Бразилии, в 34 раза меньше, чем в Южной Корее и в 70 раз – чем в США. Степень изношенности основных средств в научной сфере более 45%.

Для изобретателей и рационализаторов нет достойных стимулов, результатом чего стало их сокращение с 1991 года в 20 раз. Еще один важный показатель. В мировых расходах на науку доля США составляет 34%, ЕС – 23%, на Японию и Китай приходится по 12,3%, Россия – 1,5%. Абсолютные цифры впечатляют еще больше.

Но не стоит забывать и о том, что научных гениев от рождения – единицы. Остальные – это продукт образовательной системы страны. Хорошего ученого готовят со школьной скамьи. Не последнюю роль в отношении молодого поколения к науке играет и общественный климат. Наверняка у каждого выпускника школы, так же как и у его родителей, возникает риторический вопрос – кем быть? К сожалению, выбор делается не в пользу фундаментальных наук и научной деятельности, и молодой человек предпочитает быть плохим юристом, чем хорошим физиком. Но если в нашей стране все будут считать и судить, то кто будет изобретать, делать открытия, разрабатывать новую технику?

И государство, и общество должны изменить отношение к науке, научному труду, техническим профессиям. Без этого невозможен инновационный прорыв Украины, ее будущее. Такие казусы, как незнание того непреложного факта, что Земля вращается вокруг Солнца, – это лишь побочный эффект пренебрежительного отношения к науке и естественно-научным знаниям. Мы смеемся вслед за Задорновым, когда он произносит «Они тупые», не замечая, что постепенно уподобляемся тем, над кем смеемся. Однако при этом не стоит забывать: несмотря на то, что американцы могут не знать, где находится Европа, или разделять уже упомянутые заблуждения относительно Солнца и Земли, до недавнего времени они оставались одной из наиболее динамичных экономик мира.

Кстати, по индексу Хирша (представляет собой количественную характеристику продуктивности ученого, основанную на количестве его публикаций и числе цитирований оных) США имеют самый продуктивный научный потенциал в мире, который в два раза больше, чем у любой другой высокоразвитой страны. Стоит заметить, что эффект от вложений в науку и образование не настолько заметен, как в других сферах. Но делать их надо, это очевидно. Иначе лет через десять инженера впору будет записывать в «Красную книгу», а мы по своему уровню опустимся до средневекового человека и будем искренне считать, что Земля плоская, а солнце всходит и заходит на ее границах. Отсюда – недалеко и до каменного века.

 

Сергей Гриневецкий

журнал «Профиль», №14 (183) от 09.04.2011 г.

http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=2668

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".