Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Социально-сетевая избирательная кампания

14.04.2011

4 апреля произошло знаковое событие – нынешний президент США Барак Обама объявил о намерении участвовать в выборах 2012 года. Миллионам его сторонников были разосланы призывы вновь пройти победный путь вместе с Обамой. Его команда опять выбрала приоритетным каналам коммуникации со своими сторонниками социальные интернет сети. В своей оценке старта избирательной кампании Обамы эксперты единодушны – команда нынешнего Президента приняла правильное решение продолжать осваивать ими же созданный несколько лет назад тренд – проведение кампании в Сети. И успех на выборах-2012 Обамы опровергнет все сомнения «случайности» успеха в 2008 году.

Стоит выделить ключевые моменты успеха президентской избирательной кампании Обамы в 2008 году – она уже успела стать хрестоматийной для политических консультантов всего мира. И редко какая последующая избирательная кампания в мире за этот период не была ознаменована использованием «технологий победы Обамы». Следует отметить, что очень часто транзит технологий (или простое копирование!), используемых  во время кампании Барака Обамы, в кампаниях других стран и культур не давал результата. Прежде всего – эта недостаточная адаптация апробированных технологий для конкретной национальной общности. Но неоспоримым остается утверждение, что будущие эффективные избирательные технологии будут осуществляться «в онлайн» -  в социальных сетях. Именно активное их использование принесло успех Бараку Обаме в 2008 году.

Следует отметить, главные факторы победной стратегии избирательной кампании Обамы:

- штаб Обамы предложил для своих сторонников коммуникационную платформу в Интернете my.barackobama.com, где они могли обмениваться своими взглядами, вносить предложения кандидату, его штабу, координировать свои действия в проведении агитации и прочее.

- принцип построения кампании был перевернут «вверх дном» – кампания действительно строилась снизу – вверх: от инициативы волонтера к руководителям штабов кандидата;

- каждый активист, сторонник Обамы, чувствовал свою важность и нужность в кампании, у него появлялось ощущение, что он действительно работает для себя –  среди сторонников кандидата доминировало утверждение, что избрание президентом Обыми – лишь средство достижения цели каждого отдельного американца;

- внутренняя коммуникация волонтеров кампании происходила в большей степени «по горизонтали» – непосредственно между волонтерами и руководителями штабов. Отсутствие детерминированной жесткой иерархичности позволяло оперативно корректировать ход кампании;

- была сделана ставка на вовлеченность в финансирование избирательной кампании Обамы простых американцев (собрана рекордная сумма в 700 млн. долл.), что позволило позиционировать Обаму как «народного президента»;

самым главным каналом коммуникации с избирателями был выбран интернет, а именно активное использование ресурсов социальных сетей. Профайлы Обамы во всех популярных социальных сетях США стали главными информационными ресурсами. Так, например, на популярном видеохостинге YouTube сторонники Обамы потратили около 1 миллиарда минут для просмотра его видеоканала.

Таким образом, именно использование для того времени нового канала политической коммуникации – социальных сетей – позволило Обаме получить поддержку со стороны не только сторонников Демократической партии, но и людей, которые до старта президентской кампании декларировали свои взгляды политически индифферентными.

Решающие факторы политической кампании в сети для Украины

Сразу следует отметить, что для налаживания эффективной политической коммуникации через сеть интернет возникает закономерная требование – тотальное его использование в стране. Уровень проникновения интернета среди населения в США и странах ЕС более 80% и 90% соответственно, что и определяет перспективность налаживания политической коммуникации в сети. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что уровень проникновения интернета в США , если сравнивать 2004 и 2008 гг., кардинально не изменился, но президентские избирательные кампании, которые проводились в эти годы, кардинально различаются в степени задействования возможностей сети интернет. Главная причина – слабое развитие в то время социальных сетей – именно они стали главной движущей силой в избирательной кампании президента США в 2008 году.

Оценивая показатель проникновения интернета в Украине, нужно отметить, что он не высок (на уровне 25% населения страны). Возникает логичное на первый взгляд утверждение, что уровень проникновения интернет-технологий в Украине сдерживает возможность ведения тотальной избирательной кампании и поддержки коммуникации политических сил со своими сторонниками в социальной сети. Но это не так! Уже сейчас украинские политики имеют возможность налаживать долгосрочное продуктивное сотрудничество с молодежью и гражданами среднего возраста (доминирующая доля присутствия в интернете). А в той части страны, где проникновение интернет традиционно невысоко – украинское село – у политиков есть возможность выходить к своему электорату посредством налаживания продуктивной коммуникации с местными общественными референами (врачами, учителями).

Следует отметить, что для украинского политикума практически бесперспективным является использование российских ресурсов ВКонтакте и Одноклассники для ведения целостной интернет-кампании в социальных сетях. Хотя и сейчас украинцев в этих сетях (по сравнению с Facebook) подавляющее большинство, но можно с уверенностью заявить, что русские ресурсы будет трудно перепозиционировать для продуктивного использования в политических целях. Ресурсы  уже прочно спозиционированы как платформа для развлечений и неформального молодежного тусовочного общения.

Поэтому главным ресурсом для организации политической коммуникации в социальной сети Украины будет выступать именно Facebook и Twtter. Также эти ресурсы выступают основной платформой для размещения видео, фото через использование сопутствующих узкоспециализированных ресурсов –  YouTube, Flickr  прочие. В данный момент главным сдерживающим фактором проведения тотальной избирательной сети в Украине является не слабое проникновение интернета в глубинках страны (о чем писалось выше), а количество пользователей Facebook в Украине. Так, согласно последним данным статистики количества пользователей Facebook в Украине, их сейчас  почти 1,5 млн. пользователей – это 40%-ый прирост с начала года. К концу 2011 года эксперты прогнозирует, что пользователей сети буде порядка 4 млн. То есть, к концу этого года в Украине почти каждый десятый гражданин Украины будет пользователем Facebook. Если динамика прироста пользователей ресурса сохранится, то к началу парламентской избирательной кампании в 2012 году эта цифра может составлять 8-10 млн. Уже сейчас социальные сети – это огромный ресурс для налаживания политической коммуникации со своими сторонниками в Украине для политических сил, которые желают остаться или взойти на политический Олимп страны.

Важный фактор для налаживания продуктивной коммуникации в Facebook – это учет взглядов и интересов пользователей, а также идеологических взглядов. Статистика политических предпочтений в социальных сетях свидетельствует о том, что большая часть пользователей не декларируют свои политические взгляды (почти 70%). А те, кто выказывает свои убеждения, постулируют именно либеральные предпочтения (более 50%). Диаграмма наглядно изображает политические предпочтения пользователей Facebook

diagramma

Но сразу же можно отметить, что данная статистика не должна быть детерминантом в планировании политической коммуникации – очень часто отсутствие заполненной графы «политические взгляды» не свидетельствует об отсутствии таковых у пользователя. Проведение даже субъективного контент-анализа среди пользователей Facebook, позволяет уверенно утверждать, что значительная часть открытых сообщений именно социально-политической тематики. Также из сообщений личного или профессионального характера всегда можно определить интересы, ценности, которые станут основой политической коммуникации.

Нынешняя социально-сетевая политическая сфера в Украине

Недавно был обнародован экспертный рейтинг украинских политиков в социальных сетях. Согласно ему в Facebook присутствуют уже около 50 политиков и политических сил. В Twitter –  около двух десятков политиков и партий.

Среди удачных примеров работы в социальных сетях отечественных политических проектов то, прежде всего, стоит отметить блог Михаила Бродского, который стал в Украину пионером в освоении социальных сетей в политических целях и он систематически его использует во всех политических кампаниях. Также хорошо политически позиционирован блог депутата Верховной Рады Леси Оробец (популярность и яркий выход был достигнут благодаря описанию кулуарных «коалиционных» переговоров в Верховной Раде).

Отдельно стоит отметить колоссальную динамику популяризации аккаунта в Twitter Тимошенко (с конца 2010 года) говорит само за себя – это самый успешный выход политика в социальную сеть за последнее время в Украине. В начале апреля 2011 года у Юлии Тимошенко было уже более 12 тыс. фоловеров. Команда Тимошенко отлично использовала закрытость традиционных каналов СМИ для представителей оппозиции (ТВ, радио, пресса) и вовремя удовлетворили потребность медиа в заполнении дефицита информации о самом рейтинговом оппозиционном политике Украины. Пиковую популярность Твиттера Тимошенко удалось достичь в ходе ее репортажей с длительных допросов в Генеральной прокуратуре. Весомым фактором успеха Тимошенко в сети является своеобразие контента – сообщения в твиттере подают живые, авторские. Создается иллюзия, что политик Юлия Тимошенко доступна для каждого. Количество  каждодневных перепечаток постов твиттера Тимошенко в традиционных СМИ красноречиво указывает на эффективность этой технологии. Можно сделать вывод, что до недавнего времени «списанная со счетов» политик-Тимошенко, благодаря профессиональному использованию технологий, которые открывает социальная сеть, сможет значительно укрепить свои политические позиции и сохранить политические перспективы.

Вместо выводов

Таким образом, можно уверенно констатировать тот факт, что использование социальных сетей для политической коммуникации, – это уже необходимые реалии для всех политических сил, которые хотят определять «повестку дня» в политической системе Украины.

Критически важным в использовании социальных сетей для оппозиционных политических сил, которым ограничен доступ к классических СМИ (цензура власти, либо отсутствие многомиллионного бюджета). Также использование социальных сетей открывает перспективы для новой генерации украинских политиков. Уже сегодня возможности социальной сети позволяют пользователям инкорпорироваться и выражать свои интересы, формировать неформальные или формальные политические партийные структуры. Потенциал сети позволяет кардинально обновить управленческую политическую структуру общества.

Вместе с тем, важно целостное профессиональное представления о работе с социальными сетями: крайне важным является впечатление от первого «выхода» политического агента в сеть. Социальная сеть – это не просто новый канал коммуникации, это новый уровень коммуникации, где определяющим становится доверие. Поэтому важно в сеть выходить с готовой целостной программой.

Также не следует забывать, что каждая система (коей является каждая социальная сеть) достигнет пика своего развития и последует закономерный откат – пользователи меньше будут доверять контрагентам в сети, будут локализировать свое присутствие и меньше проявлять «откровенность». В западном мире уже набирает ход новый тренд – активное отстаивание своей идентичности. Вследствие этого процесса пользователи деактивируют свои аккаунты в соцсетях, проводят меньше времени на ресурсе. Вместе с этим, социальные сети начинают восприниматься среди пользователей просто очередной рекламной площадкой, что подрывает лишний раз доверие к ним. Поэтому важно развивать политические проекты не исключительно в общей социальной сети, но и предлагать сопутствующие, закрытые политические виртуальные площадки для сторонников.

Но уверенно можно отметить, что использование социальных сетей для налаживания эффективных политических коммуникаций – доминирующий тренд в кратко- и среднесрочной перспективе.

 

Олег Хромец, политический эксперт,

PR-ЛИГА, 13 апреля 2011 г.

 

Коментарі
гость
15.04.2011 09:59:14

Ответ для "helg". Если лень читать комменты в которых "много буков" - смотри телешоу "Зірка+зірка" или "Танці з зірками". Там не нужно напрягать мозг.

Komarova
15.04.2011 09:23:38

Емоції, що походять від осмислення тексту, - це завжди прекрасно, адже вони надихають на творчість, діалог і самовдосконалення. Тому не варто витрачати час на візити і бесіди: менше слів - більше результату! Хто має що аргументовано сказати - пишіть! І побільше...))

helg
14.04.2011 20:01:30

коментатору-"гость!" - "много буков"(за час написання коменту можна було б і статтю контраргументовану написати) - навіщо було писати - простіше зайти в кабінет та побесідувати з автором! :) До того ж не побачив аргументів у коментарі, а лишень емоції, а емоціями краще ділитися безпосередньо чи тримати при собі! Дякую за прочитання!

гость
14.04.2011 15:54:40

1. "каждый активист, сторонник Обамы, чувствовал свою важность и нужность в кампании" - мои друзья-американцы этого не подтверждают. 2. Успех любой ЧЕСТНОЙ избирательной кампании зависит в том числе от доверия к своему избраннику. В Украине тотальное недоверие к представителям власти вообще. 3. Блог Бродского примитивный ипривлекает внимание только по тому, что он есть (остальные политики даже не умеют включить компьютор). Он малоинтересен. Это подтверждается количеством комментов: от 18 до 400 одних и тех же людей. В среднем ок. 60 на одну тему. 4. Аккаунт Тимошенко тем и интересен, что она может дать живое слово от первого лица ОППОЗИЦИИ по любому поводу и по "гарячим следам". Блог Оробец тоже именно тем и интересен, что дает некоторое понятие о "закулисной политике". 5. Кто сказал что сработает на выборах в Украине? Я в этом не уверен и делал бы ставку на ТВ, а соцсети как дополнительный вариант. 6. "Потенциал сети позволяет кардинально обновить управленческую политическую структуру общества" - чушь полнейшая! По крайней мере в Украине этого не будет точно! 7. Передрать кампанию Обамы для украинских политиков не выйдет! Нужно искать свою фишку (в том числе и в социальных сетях). 8. "использование социальных сетей для налаживания эффективных политических коммуникаций – доминирующий тренд в кратко- и среднесрочной перспективе" - но только для новых политических сил, которые еще не успели обкакаться в глазах украинского изберателя!

Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".