Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Валерій Баранов: «2012-тый год должен стать уже годом, когда все ощутят и увидят результаты того, что началось движение вперед»

16.05.2011

 

Інтерв’ю народного депутата України фракції Народної Партії у Верховній Раді України, голови Комітету Верховної Ради України з питань бюджету Валерія Баранова у програмі „Від першої особи” на радіо „Ера FM” від 13.05.2011 року.

 Верховна Рада України ухвалила постанову про основні напрями бюджетної політики на 2012-тий рік: зростання ВВП планується на рівні 6,5%, інфляція -7,9%, дефіцит держбюджету 2,5% ВВП, зменшення обсягу держборгу відносно ВВП дорівнює не більше 30%. На чому ґрунтуються такі прогнози?

Юлія Дилова: Сьогодні ми будемо говорити про державний бюджет. А отже, про наші з Вами зарплати, пенсії, податки, ціни та матеріальний добробут. Поговоримо про бюджет на цей рік і про прогнози щодо державного кошторису на 2012-тий рік. Адже, саме сьогодні Верховна Рада України ухвалила Постанову «Про основні напрями бюджетної політики на 2012-тий рік». Презентовані урядом показники ВВП, інфляції, розміру дефіциту оглядачі вже назвали оптимістичними.

Наш гість: Валерій Баранов, голова Комітету Верховної Ради України з питань бюджету, член депутатської фракції «Народна партія».

Верховна Рада України ухвалила постанову про основні напрями бюджетної політики на 2012-тий рік. У бюджетній резолюції записані такі дані: в наступному році зростання ВВП планується на рівні 6,5%, інфляція -7,9%, дефіцит держбюджету 2,5% ВВП, зменшення обсягу держборгу відносно ВВП дорівнює не більше 30%. На чому ґрунтуються такі прогнози? Що думає парламентський комітет про дані уряду?

Валерій Баранов: Мы думаем об этом очень хорошо, поскольку мы соавторы резолюции бюджетной, которая сегодня принималась. Поскольку правительство разрабатывало проект, а мы вместе с депутатами, со всеми фракциями, больше 150 предложений нам поступало, дорабатывали эту резолюцию. Она радикально изменилась. Потому что мы внесли более 150 предложений. И реальных 60, которые должны изменить ситуацию в следующем году в лучшую сторону. Прежде всего, это централизация финансов, увеличение финансирования органов местного управления, это возможность привлекать инвестиции. Поскольку у нас ест определенные ограничения, выписанные Бюджетным кодексом, для органов местного самоуправления. Это рост экономики, а он основан на том, что мы с Вами за первый квартал этого года получили дополнительно порядка 4 млрд. грн. за счет увеличения объемов производства. То есть в стране произошла стабилизация, начался рост экономики. Я не боюсь, что возможно, очень оптимистично говорю, но я очень радуюсь тому, что тот глубокий кризис, который был, те наработанные 400 млрд. грн. долгов, правительство смогло остановить этот процесс. И в этом году порядка еще 78 млрд. грн. будет выплачено того, что все вместе на волне популизма набрались. И 2012-тый год должен стать уже годом, когда все ощутят и увидят результаты того, что началось движение вперед.

Юлія Дилова: Але Микола Азаров казав, що наступний рік саме буде одним з найкризовіших щодо повернення цього боргу, який накопичився.

Валерій Баранов: Давайте считать. Доходная часть бюджета – 360 млрд. грн. Совместными усилиями набрали 400 млрд. грн., а это 42% от той цифры, которая записана в Бюджетном кодексе. У нас критическая цифра – 60%. И если правительство собирается в следующем году эту сумму уменьшить на 12%, то это говорит о том, что большой шаг будет сделан вперед. Из 400-т 78 отдать в этом году. В следующем году уже надо будет отдать меньше почти в два раза. Можете представить, если в этом году не отдавать 78 млрд., то это просто сумасшедшая цифра. Представьте, что все бюджеты нашей страны получили на сегодня на социально-экономическое развития через капитальные вложения 4 млрд. А если бы 78? В стране можно было бы решить колоссальное количество проблем. Это было бы очень хорошо. Но в последние годы набрать 400 млрд., это нужно быть настолько безответственными людьми, и бояться обществу сказать правду, что теперь пришло время сказать правду и выходить из кризиса.

Юлія Дилова: Але ж ми продовжуємо набирати борги, правда? Зараз чекаємо рішення МВФ щодо чергового траншу.

Валерій Баранов: Конечно, но это уже не то, что было, потому что нет страны на планете, которая бы не пользовалась заемными ресурсами. Второй вопрос: «Какая цена этих ресурсов?» Потому что ресурсы есть и под 3%, есть и под 18%. Такое огромное количество на чем было основано? Если бы брали эти деньги у МВФ, либо у других финансовых институций, использовали на развитие, на какие-то государственные проекты, на строительство дорог, на подъем экономики, то это было бы понятно. Эти деньги бы оборачивались и давали в бюджет налоги и доход. Но если эти деньги брались и тратились на проедание, популизм, то это путь в некуда, путь к дефолту и развалу государства.

Юлія Дилова: Дефіцит бюджету на рівні 2,5% ВВП – це реально отримати наступного року?

Валерій Баранов: Конечно реально. В этом году 3,5%. В следующем году планируется 2,5%. Дефицит нужно удерживать методами: первое, нужно зарабатывать больше денег и для этого нужно стимулировать экономику и пересматривать Налоговый кодекс. Хотя по итогам полугодия, я думаю, что он будет пересмотрен. Второе, нужно внимательно относится к расходам. Те расходы, которые неэффективны, их нужно сокращать. Прежде всего, это расходы на административное управление, на всевозможные структуры, которые остались у нас от старой плановой административной системы. Они не эффективны и не нужны. Сегодня утром мы встречались с премьер-министром и министром финансов, обсуждали бюджет и пришли к мысли, что нам нужно начинать административно-территориальную реформу. Эта реформа позволит нам создать систему управления, которая станет инструментом налаживание новых отношений в нашей стране.

Юлія Дилова: Ця думка не нова і в плані реформ планувалось, що наприкінці 2010 року вже будуть певні кроки.

Валерій Баранов: Эта мысль на столько не новая, что она известна с 1991 года, когда Украина стала независимым государством. И все, кто знает эту тему, понимали, что первая реформа, которая должна произойти в стране – это административно-территориальная реформа. Эти реформы провели Польша, Чехословакия, Прибалтика и все постсоветские страны, кроме Украины. Я думаю, что ее не провели, с одной стороны, из-за непрофессионализма тех, кто управлял, с другой стороны, потому что боялись браться за такое сложное и очень ответственное дело.

Юлія Дилова: А зараз?

Валерій Баранов: Пока не взялись.

Юлія Дилова: Ті ж самі причини?

Валерій Баранов: Я думаю, что созревает ситуация, когда не нужно отчаиваться, и очень много зависит от первого лица, от политической воли. Потому что Вы понимаете, какая это ответственность. Не всем это понравиться. Нужна очень большая разъяснительная работа. Нужно людям объяснять, почему и зачем.

Юлія Дилова: Як і до кожної реформи.

Валерій Баранов: Конечно. Наша проблема заключается в том, что многие реформы, которые начинаются, их никто не разъясняет людям. Люди не понимают, что происходит. Если человек поймет, для чего это делается, и это принесет ему пользу, то он двумя руками будет поддерживать. Но если ему ничего не говорят и он в неведенье, то он просто психологически возражает и не поддерживает это движение.

Юлія Дилова: Абсолютно не нова обіцянка влади - децентралізувати кошти. Ви сказали, що в бюджетній резолюції записано, що цього року це буде зроблено. Яким чином, в який спосіб і чи буде це зроблено?

Валерій Баранов: К сожалению, наш государственный бюджет состоит из таких составляющих, что подавляющая часть государственного бюджета – это такие полномочия, как заработная плата бюджетникам, пенсионный фонд, который дотируется порядка 30 млрд. из государственного бюджета. Это такой нонсенс. В большинстве цивилизационных стран такого нет вообще. Это энергоносители, разница в тарифах, которая выплачивается в бюджетной сфере. И на развитие. Поэтому если мы говорим о децентрализации ресурсов, которые распределяются как субвенция на места, то тут действительно нужно уходить от той системы, которая сегодня есть. Когда сначала все деньги в Киев, а потом кто-то распределяет. Тот, кто распределяет, всегда будет необъективен. И здесь начинают влиять и партийные признаки, и человеческие. Мы от этого должны уходить. Сегодня мы долго общались с Николаем Азаровым, и его инициатива звучала так, что мы должны попытаться найти механизмы создания региональных фондов развития. Здесь нужно идти на компромисс. Часть денег, которые идут на простые вопросы, например: канализация, водопроводы, крыши - они должны напрямую быть переданы региональным территориальным нашим органам самоуправления, которые не должны кого-то спрашивать и проводить эти работы. А часть денег должна остаться в государственном управлении, для того чтобы реализовывать серьёзные проекты. Например, Запорожские мосты или метро в Днепропетровске, Харькове. Никогда один город не построит мост, который стоит 4-5 млрд. грн. Здесь нужна государственная программа, государственная поддержка. Поэтому мы договорились о том, что мы изучим сейчас международный опыт, какие есть практики и внесем предложения, как сделать шаг к тому, чтобы действительно большая часть денег была у территорий. Чтобы больше не нужно было ехать, просить, согласовывать.

Юлія Дилова: Це вже буде з наступного року?

Валерій Баранов: Сейчас мы этим занимаемся, а как решит парламент, мы увидим осенью.

Юлія Дилова: Показник інфляції запланований на рівні 7,9%. Це на відсоток менше, ніж планується цього року. І урядові дані, статистичні дані щодо інфляції неодноразово піддавали сумніву опозиціонери, експерти і самі громадяни. Всі спостерігають і відчувають зростання цін. Вони відбуваються у світі і відбуваються в Україні. Що зміниться наступного року, що уряд може прогнозувати інфляцію?

Валерій Баранов: Я думаю, что та политика, жесткая экономия, которая сегодня проводится, дает результаты. Всегда оппозиция будет критиковать власть. Критикуют постоянно, и каждый основывается на своих эмоциях, мало кто на статистике, цифрах. Но статистика и цифры говорят о том, что у нас остановилось падение и начался рост. И то, что инфляция сегодня не выходит за рамки того, что предусмотрено бюджетом, это тоже говорит статистика.

Юлія Дилова: А ціни не виходять за рамки?

Валерій Баранов: Цены не могут не выходить. Цены никогда, нигде не опускались. И никогда не будут опускаться. Цены будут только расти и притом всегда и на все. Потому что составляющая цен, себестоимость на коммунальные услуги, на производства тапочек, хлеба и колбасы они все время растут. Растет стоимость бензина, энергозатрат, сырья, материалов. Цены остановить невозможно. Нужно делать все для того, чтобы доходы граждан опережали рост цен. В этом задача правительства.

Юлія Дилова: У нас це не відбувається.

Валерій Баранов: Пока у нас 20 лет не происходит. Но как раз сегодня правительство было вынуждено остановить этот процесс популизма. И заняться тем, чтобы стабилизировать ситуацию, сделать все для того, чтобы создать стимулы для развития экономики. Если экономика начнет работать эффективно, то тогда будет повышаться заработная плата, будут увеличиваться количество налогов в бюджете, и отсюда можно будет увеличивать пенсии и другие доплаты всем нашим гражданам.

Юлія Дилова: В нас же вже почалося зростання?

Валерій Баранов: Началось. Вчера Кабинет министров принял постановление об увеличении заработной платы.

Юлія Дилова: Наскільки?

Валерій Баранов: На 2,5 млрд. грн.

Юлія Дилова: Для всіх. А для кожного?

Валерій Баранов: А на каждого нужно разделить на тех, кто получит.

Юлія Дилова: На 10 грн.

Валерій Баранов: Да. Было бы хуже, если бы снизили, а не увеличили. Мы же с Вами должны быть реалистами. Если у нас 400 млрд. долгов и удается повысить заработную плату на 10 грн. – это прекрасно. Будет очень хорошо, если каждый месяц будет по 10 грн. а потом - по 100 грн. Но мы не имеем права обманывать себя. У нас всегда оппозиция говорит, что Вы нас выберете, и мы Вам добавим сразу тысячу грн. Но люди же должны понимать, что это вранье. Если те, кто был при власти и не смог решить не одной проблемы, а только их усугубить, и сегодня они рассказывают, как нужно работать, то я бы их даже не пускал на дискуссии. Потому что люди, которые не смогли ничего решить, не имеют морального права давать советы. Советы могут давать успешные и те, кто смог чего-то достичь.

Юлія Дилова: Ви гадаєте, що підвищення зарплати з 1 липня на 10 грн. – це свідчить про те, що уряд зміг чогось досягти?

Валерій Баранов: Конечно.

Юлія Дилова: Давайте згадаємо, як підвищилися тарифи на електроенергію, на житлово-комунальні послу і на продукти харчування.

Валерій Баранов: Есть законы экономики. Мы их не можем перескочить. Если мы заработали дополнительно 2,5 млдр., то у нас возникает вопрос, куда их потратить. Ибо повысить заработную плату, то, что сделало правительство или их потратить на развитие какого-то производства. Одни говорят, что правильно, что эти 2,5 млрд. грн. потратили на повышение. Те, кто получит – это будет хорошо. А другие говорят, что Вы делаете? Вы должны были эти деньги вложить в производство. И тогда бы эти деньги дали Вам увеличение поступления в бюджет, и тогда бы Вы удочку покупали, а не рыбу раздавали. Но правительство находится перед дилеммой. И то делать и это делать. Поэтому одни меры должны стимулировать экономику, а тот маленький плюс, который зарабатывается, должен идти на поддержку социально незащищённых слоев и наших бюджетников. Если мы говорим о повышении тарифов, то это же объективная цена. Это объективные причины. Мы знаем, почему это все дорожает во всем мире. Тарифы должны быть реальными. Сегодня 70% населенных пунктов Украины имеют реальные тарифы. Остальные платят половину или третью часть от стоимости. И задача государства заключается в том, чтобы привести тарифы в соответствие с экономическими расчетами, взять на себя ответственность за малообеспеченные слои населения. Сделать так чтобы они смогли за все платить и компенсировать им разницу. При этом не через горводоканал и теплосеть, а адресную помощь, людям конкретную добавку к их пенсиям или заработной плате. Либо через социальную карточку. Это тоже вписано в бюджетной резолюции, что правительство планирует переходить к адресной помощи и к сокращению количества льготников, которые пользуются ими незаслуженно. Я имею в виду депутаты, прокуроры, милиционеры, которые пользуются льготами и правительство тратит на них деньги. Давайте посчитаем, кто у нас ездит в общественном транспорте. Омельченко когда-то провел рейд и за один день 20 тыс. с фальшивыми удостоверениями граждан было в метро. А бабушки, которые живут в деревне, не ездят на трамваях и троллейбусах. Но на них тоже считаются эти льготы. Государство взяло на себя непосильные обязательства, которые ни разу в жизни не выполнило. Поэтому нужно сделать инвентаризацию, определить количество инвалидов, участников Великой Отечественной Войны, и другие категории граждан, которые требуют защиты государства. Но если я, народный депутат и у меня есть нормальный доход, то зачем мне, например, компенсировать вклады, которые я потерял вместе со всеми. Не нужно. Нужно брать тех, кому 80-90 лет.

Юлія Дилова: Так в чому проблема?

Валерій Баранов: Проблема в том, что денег нет.

Юлія Дилова: Нема грошей на те, щоб скасувати пільги?

Валерій Баранов: Я и наша фракция двумя руками. Я, выступая вчера на Пятом канале, внес предложение, что нам нужно сократить количество депутатов в два раза. У нас половина зала пустует. И нам нужно ликвидировать партийную системы выборов, которая в парламент приводит людей по разным признакам, кумовским, например. Туда должны избираться люди, которых знают наши громады, которым доверяют, которые своим трудом и успехами доказали, что они способны что-то делать для общества.

Юлія Дилова: У нас планується половина таких депутатів, якщо буде запроваджено мажоритарну систему.

Валерій Баранов: Это уже будет шаг вперед, но я называю это так, что половину занозы из пятки вытащили, а половину оставили. Поэтому если будет половина там мажоритарных депутатов, то это будет большой плюс вперед. И наша фракция тоже предлагала. У нас эти льготы, которые кто-то придумал, доходят до абсурда. Например, бесплатный провоз багажа в самолете. Это что проблема для кого-то? Базы и санатории, то имущество, которое находится в ДУСе, моя точка зрения, что его нужно продать на аукционе, получить огромное количество денег и вложить в развитие производства и экономики. Это даст толчок развитию и повышение социальных льгот и защиты прав.

Юлія Дилова: Мабуть, більшість Вашу думку в парламенті не поділяють?

Валерій Баранов: Когда мы будем мажоритарными депутатами, то мы будем голосовать не так, как сказал кому-то какой-то лидер, а так как ему совесть показывает и его избиратели.

Юлія Дилова: Тобто у нас буде вирішення проблем щодо пільг після наступних виборів?

Валерій Баранов: Сегодня Министерство социальной политики делает эту инвентаризацию, изучают и планируют начать переход к адресной помощи.

Юлія Дилова: Коли?

Валерій Баранов: В Киеве пытаются в этом году. Сегодня пытаются начать процесс внедрения социальных карточек, на которые будут переводится деньги льготникам, и они этими карточками смогут рассчитываться с коммунальными службами. То есть уже не через Водоканал. Потому что государство говорит, что Водоканал отпускай воду, а мы тебе потом дадим деньги, а деньги не дают. Таким образом государство сделало банкротами Водоканал. То же самое тепловые сети и другие коммунальные предприятия. Транспорт, коммунальный, уничтожен таким же способом.

Юлія Дилова: Уряд має бачення розвитку країни, розвитку економіки. Можна пояснити, що зараз погано, але, наприклад, через стільки то років ми будемо підвищувати зарплату на 500-1000 грн?

Валерій Баранов: Абсолютно правильно Вы говорите. Потому что у любого города, области, страны должна быть программа социально-экономического, стратегического развития. Если такой программы нет, то мы плывем просто по болоту, не имея цели. Поэтому правительство сегодня готовит на 2012-тый год программу социально-экономического развития государства. Она будет в парламенте к осени утверждена. И я не участвую в ее разработке, ее делает правительство. Но я беседовал с вице-премьером, который этим занимается, с Клюевым Андреем Петровичем, и они готовятся и пытаются спрогнозировать развитие экономики, чтобы люди видели. И пусть мы запланируем 100 мероприятий, а реализуем 20 или 50, и люди это увидят, и это уже будет большой плюс.

Юлія Дилова: Зараз хотілося б поговорити про розумні витрати бюджету. І президент, і прем’єр незадоволені необґрунтованими бюджетними витратами, які дозволяють собі деякі чиновники. Про це заявив перший віце-прем’єр-міністр Андрій Клюєв. І доручив всім міністрам та керівникам держкомітетів за тиждень відзвітувати перед Мінфіном, скільки грошей у минулому та цьому році вони витратили на закупівлю авто, меблів, мобільних телефонів, комп’ютерів, на свята та оздоровлення керівників. А Мінфін та Держказначейство мають запропонувати, де можна заощадити. Крім того, Андрій Клюєв доручив Мінфіну щомісячно моніторити витрати чиновників. На Вашу думку, це дасть якийсь результат?

Валерій Баранов: Я думаю, что да. Если этого не делать, то точно результата не будет. Мы в бюджетном комитете регулярно получаем материалы результатов работы и проверок счетной палаты и КРУ. Меня поражают те цифры и то количество нарушений, которые обнаруживаются. У меня всегда возникает вопрос: насколько эффективно потом реагирование прокуратуры и других правоохранительных органов на вот такие ужасные примеры, которые мы там видим?

Юлія Дилова: Можна навести якесь таке анонімне без прізвищ, але і з сумами?

Валерій Баранов: Я могу сказать, какие тенденции существуют. Закупка нефтепродуктов в одном из крупнейших государственных предприятий на суму почти 4 млрд. грн. происходила без тендерных процедур. Это говорит о том, что кто-то продавал по какой-то цене, и там заработали просто невероятные деньги или просто украли их. Мы по некоторым фактам, читая материалы Счетной Палаты, от бюджетного комитета обращаемся в прокуратуру. В областные прокуратуры. Но мы получаем и реагирование. Мне кажется, что это реагирование недостаточно. То, что сегодня об этом стали говорить на уровне вице-премьера, и даны такие поручения, вселяет надежду. Мне кажется, что это очень важный принцип. Если мы говорим, что деньги нужно зарабатывать, то это одно. Мы понимаем, что их нужно еще рационально и экономно использовать, то очень правильная позиция правительства, о которой сегодня заявляют.

Юлія Дилова: Якщо згадати цьогорічний бюджет, коли його готували та подавали, пам’ятаєте, скільки було зауважень, називалися суми щодо Державного управління справами, щодо фінансування Кабміну, адміністрації президента, парламенту, про фінансування деяких окремих міністерств. Наскільки було збільшено порівняно з 2010-м роком. І порівнювали це з якимись найнеобхіднішими статтями: на охорону здоров’я, на освіту. Суми були доволі таки неприємними для людей, які зараз мають щодня заощаджувати. Наступного року буде змінена ця тенденція?

Валерій Баранов: У нас всегда есть разумный диалог с Кабинетом Министров и с Министерством финансов. Есть тенденция, которая нам тоже не нравится. Есть темы, которые мы обсуждаем на бюджетном комитете вместе с министром финансов, и есть вещи, которые нам не совсем понятны и не подвергаются логике. Мы пытаемся выяснить эту логику. Мы с Вами правильно говорим о финансировании некоторых государственных учреждений, рост по которым по некоторым позициям превышает 30, 40, 80%. Позиция правительства заключается в том, что например, увеличение финансирования прокуратуры предусмотрено тем, что прокуратура вынуждена была все время побираться на бензин. Районный отдел милиции сегодня на месяц получает 200 литров бензина. Ну, это для одной машины мало. А для всего районного отдела? То есть и милиция, и прокуратура должны идти побираться и попадать в зависимость перед бизнесом и предприятиями, чтобы хоть как-то просуществовать. Если Вы знаете, то содержание этих структур всегда планировалось на уровне 80%, а по некоторым позициям и меньше. Позиция правительства, может быть и правильной, что нужно сегодня обеспечить им финансирование, чтобы сделать их независимыми от бизнеса. С другой стороны, абсолютно правильная позиция – теперь проверить, а как же эти деньги используются. Если они используются на оборудование, технику, специальные действия по борьбе с преступностью, то это правильное вложение денег. Если же на эти деньги начальник купит себе мерседес, ореховый гарнитур и ручку за 5 тыс. грн., тогда нужно с ним прощаться и передавать эти документы в правоохранительные органы.

Юлія Дилова: Будемо чекати результатів перевірки. Тоді будемо вже оцінювати , як в нас витрачаються бюджетні кошти і як реагують на ці витрати.

Слухач: Один з будівельників країни сидить у Вашій студії. Я теж трохи пов’язана з будівництвом. Припустимо, що хазяїн будує дім. Він найняв бригаду та купив матеріал. Через певний термін приходить та бачить, що вікна та двері косо, криво стоять, стіни не ті, фундамент не той, половина матеріалу вкрадено, паралельно у бригадира росте маєточок і він питається в них, що таке, що вони роблять. А вони йому відповідають, що вони все те роблять, тільки неправильно пояснюють. Що робить добрий господар? Він гонить в шию таких будівельників і бере нормальну бригаду. Таке саме я і рекомендую нашим громадянам. Якщо бачиш, що погані будівельники країни, то чого чекати? На місцевих виборах Ви поміняли, що ніби на половину мажоритарна система, а все-таки до партії прикріплена. Що Вам заважає наступні вибори по тому ж самому закону жити?

Валерій Баранов: Я не думаю, что Вы постоянно смотрите телевидение и все парламентские заседания. Но когда мы принимали новый закон о выборах, то я выступал с трибуны и предлагал, и требовал. Я, кстати, имею почетную бесплатную должность – представлять ассоциацию городов Украины в Верховном Совете. Я предлагал на 100% мажоритарные выборы, выдвижение всех желающих, независимо от партийной принадлежности, двух туров избрания мэров в городах и много других предложений, которые Вы назвали. Но парламент проголосовал по-другому. Поэтому, в этом плане у меня совесть чиста. Я уверен, что мы идем правильным путем. Хотя бы на 50%. А там и дальше пойдем.

Юлія Дилова: Щодо будівельників прокоментуєте?

Валерій Баранов: Девушка имела ввиду, что если плохо работает парламент либо правительство, то его нужно менять. Абсолютно правильно. Только правительству нужно дать время, чтобы оно могло себя проявить. Нельзя взять строителей на 3 дня, выгнать, потом со следующей бригадой то же самое – дом так не будет строиться. Нужно получить результат, который экономика сразу не дает. Если мы видим стабилизацию и маленькую динамику к развитию, то это нас должно радовать и обнадеживать.

Слухач: Ваш коллега Владимир Бондаренко сказал, что глава бюджетно комитета Баранов, злоупотребляя своим служебным положением, выделил 30-60 млн. грн. Бердянску. Достаточно ли у Вас полномочий, чтобы выделить сколько-то миллионов какому-то городу?

Валерій Баранов: Конечно. Можно выдергивать отдельные какие-то моменты. В этом году была распределена субвенция на социально-экономическое развитие городов Украины – 1, 31 млрд. грн., из которых мой родной Бердянск получает 42 млн. грн. как и другие населенные пункты. Какие-то больше, какие-то меньше. Здесь тоже есть несправедливость. Поскольку за 10 лет, когда я был мэром, Бердянск не получал и единой копейки. А получали какие-то другие регионы. Сегодня мы как раз с Азаровым и обсуждали, что для того чтобы эти перекосы убрать, нужно иметь региональные фонды развития. А они должны будут определять приоритеты.

Слухач: Артем, Харків. Насколько реальны прогнозы по девальвации гривны? Как бороться с коррупцией на местах в судах, госинспекциях простому обывателю?

Валерій Баранов: На первый вопрос сложно ответить. У правительства есть оптимизм и определенные действия. Мы надеемся, что они свои обещания выполнят. Принятие закона о борьбе с коррупцией ничего не даст. Я в этом глубоко убежден, потому что с коррупцией можно бороться одним способом – нужно устранять ее причины. А причины коррупции заключаются в той командно-административной системе, которая у нас осталась от прошлой общественно-экономической формации. Она тогда руководила совершенно другой экономикой, плановой, командной, административной. А сегодня экономика рыночная. Та командная осталась и пытается руководить рыночной. Она мешает рынку и экономике, мешает бизнесу и вымогает из этого бизнеса и не дает ему жить и работать. Если мы не проведем административную реформу вместе с территориальной, то мы никогда не победим коррупцию. Каждый должен заниматься своим делом. Лишние структуры должны быть ликвидированы. Органы местного самоуправления должны иметь свою собственную доходную базу и использовать эти деньги для развития своих территориальных громад и территорий. Это сделано во всем мире. У нас, к сожалению, за 20 лет только разговоры. Я очень надеюсь, что у президента хватит политической воли для того, чтобы начать этот очень болезненный и сложный процесс.

Слухач: Юрий, Днепропетровск. Объясните, пожалуйста, пенсии экс-президентов и Стельмаха. Назывались на «Эре» шестизначные числа. Они-то объяснят, зачем им это надо. Объясните Вы, какой расчет, из какого соображения даются такие большие суммы?

Валерій Баранов: Я с Вами полностью солидарен. Я в этом плане полностью демократичный человек и считаю, что не должно быть перекосов также, как и не должно быть уравниловки. Но при этом не может получать пенсию никакой руководитель 100-150 тыс. грн., как рассказывают, хотя я ведомость не видел. Такое сегодняшнее законодательство, и оно позволяет это делать. Когда мы говорим о развитии экономики и наличии какой-то стабилизации, мы должны говорить и о сокращении своих расходов и честно смотреть гражданам в глаза. Для этого нужно эти перекосы ликвидировать. Для этого нужна инициатива, которая в Украине должна идти от правительства либо от президента, у которых в руках есть вся полнота власти. Депутаты и наша фракция неоднократно выступали. Вы помните, что несколько было голосований, когда не была поддержана инициатива по этому вопросу. Мы, кстати, голосовали в поддержку таких законопроектов. Поэтому я и говорю, что, устраняя причины, нам нужно убрать партийную систему выборов, в которой кто-то один может командовать, а остальные дружно поднимают руку.

Слухач: Ровно, Виталий. Я по поводу льгот, которые Вы собираетесь давать адресно. Я знаю, что если у меня есть льготы, то они у меня в кармане. А ваш адрес может запутаться, помешаться, денег у Вас не будет, карточки и еще много-много чего может быть. Я хотел бы также знать, когда все-таки устранится дискриминация в пенсиях среди пенсионеров-военнослужащих, которые уволились ранее, чем те, которые сейчас?

Валерій Баранов: Адресная помощь – это единый справедливый способ, который существует во всем цивилизованном мире. Когда гражданин сам получает деньги и определяет, какую услугу ему оплатить, то это его право, его свобода, и в этом демократия. Государство, выплачивая деньги, честно себя ведет с теми категориями граждан, которые законно пользуются льготами. Что происходит, если мы делаем не адресную помощь? Государство просит теплосеть отапливать помещение господина такого-то. При этом говорит, что деньги оно вернет потом и не возвращает. Что происходит? Теплосеть, не получая доходов и компенсаций, становится банкротом, не выплачивает зарплату, налоги. После этого ее штрафуют, выписывают пени, и она уничтожается и умирает. Граждане перестают получать тепло, в трубах дыры и вытекает горячая вода. Таким образом, государство за всю историю независимой Украины уничтожило своим популизмом ЖКХ Украины. Нужно переходить к адресной помощи. Это не сложно сделать. Есть базы данных. Их нужно пересмотреть, определить эти категории граждан. Если Вы получаете пенсию, то у Вас есть код и Вы к этой же пенсии будете получать надбавку. Если произойдет 1-2 случая, то это несложно отрегулировать. Это действующая система. Что касается пенсий ветеранам, я Вас очень прошу, если у Вас есть свои конкретные предложения, пожелания и какие-то существующие проблемы, то, пожалуйста, присылайте их к нам в бюджетный комитет для того, чтобы мы могли обращаться в Министерство социальной политики, которое сегодня занимается и пенсионной реформой, в том числе. Они еще не выдали нам на-гора никакого проекта, но у них там идет сегодня работа. Тогда мы сможем Ваши предложения туда передавать и вместе с ними их рассматривать.

Слухач: Київ. Я сьогодні прослухала по дітях війни, що більше мільйона позитивних рішень по судам. Чи будуть саме ці рішення виконуватися? Чи, може, справедливо було б подивитися, де інваліди, зовсім малозабезпечені та самотні люди? Можливо, і це врахувати якраз? І так само по заощадженням.

Валерій Баранов: К нам массово идут возмущения от людей, что дети войны обязаны согласно законодательства получать надбавки 30% к пенсии. Люди абсолютно правильно это требуют, потому что такой закон принят. Получаем вторую группу писем, в которых написано: «Мы, ветераны Великой Отечественной войны, не можем понять, какой вклад в победу над Германией и фашизмом внесли дети войны, которые согласно законодательства должны получать в три раза большую надбавку, чем ветераны войны.» При этом, если Вы родились до 1-го сентября 1945-го года, то Вы – дети войны. Если 2-го сентября, то Вы – не дети войны. Такие разные точки зрения, которые высказывают ветераны. В чем правда и проблема? В том, что когда принимали этот закон, никто не удосужился посчитать и сказать обществу, что этих денег не было, нет, и в ближайшее время они не появятся, для того чтобы их выплатить. Это был чистейший популизм одного из лидеров Социалистической партии, который думал, что таким законом он понудит детей войны проголосовать за его политическую партию на выборах. Люди не проголосовали, но закон-то принят. Его никто не выполняет, и выполнить его сегодня невозможно. Мы сегодня обсуждали с премьер-министром эту проблему, потому что решение нужно находить. Люди имеют на руках закон. Как вариант рассматривается такой: чтобы уравнять, как это ни странно выглядит, заслуги ветеранов войны с заслугами детей войны, и установить всем одинаковую надбавку в 10%, и тогда все, кто подходит под категорию детей войны, будут эту надбавку получать гарантированно каждый месяц. Обращаются в суд только 39% людей, которые подпадают под категорию детей войны. Остальные не считают нужным. Либо они возмущены и им это противно – ходить жаловаться и писать бумаги, понимая, что все равно никто пока, к сожалению, не получил. Нужно посчитать, сказать правду людям и, пусть меньше, но выплачивать всем регулярно.

Юлія Дилова: Це буде проект закону чи це буде в бюджеті закладено?

Валерій Баранов: Премьер-министр дал поручение соответствующим министерствам рассмотреть такое предложение от бюджетного комитета. Я надеюсь, что к 2012-году, к бюджету какие-то изменения будут произведены и наше предложение будет учтено.

Слухач: Чому Ви говорите такі речі, які Ви говорили 8-10 років тому? Чому зараз уряд запозичає мільярди з МВФ? Чому не направляє на розвідку та добування газу, нафти на шельфі?

Валерій Баранов: Есть такая программа. НАК «Нефтегаз» в этом году будет получать ресурсы для развития газодобычи. Направлять сегодня больше денег правительство не имеет возможности, потому что 90% денег идет на социальные обязательства, которые были приняты всеми парламентами за 20 лет независимости. 

Програма „Від першої особи” радіо „Ера FM”  від 13.05.2011 http://www.radioera.com.ua/eranews/?idArticle=32151

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".