Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Строительная отрасль требует реанимации, а не декларации

14.07.2011

В кризисном 2008 году строительная отрасль первая ощутила на себе экономический спад. Последующие два года для этого бизнеса стали не иначе как шоковыми. И лишь 2011 год наметил временные стабилизационные нотки, в немалой степени благодаря активизации строительства перед проведением Евро-2012. Об этом достаточно красноречиво говорит статистика. В январе-марте 2011 г. предприятиями страны выполнено строительных работ на сумму 7,8 млрд гр., что на 6,8% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. На общую тенденцию больше всего повлияла деятельность предприятий, занимающихся строительством зданий и сооружений (доля которых в общем объеме составляет 83,0%). Но стабилизационные процессы не особо касаются строительства жилья. Притом, что потребность в нем не исчезла. Сегодня в Киеве на квартирном учете находится около 124 тыс. человек, а в целом по стране – эта цифра достигает 1,5 млн. И как мы понимаем, цифры приблизительны, т.к. не отображают всего количества нуждающихся в жилье.

Что касается обещаний законодательной и исполнительной власти провести реальную реформу отрасли, то аналитики, юристы и экономисты пока сходятся во мнении, что шаги, которые уже предприняты не более чем имитация реформы. Приведем конкретные факты.

1) Принятием 23 февраля 2011 года  Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", был ярко преподнесен старт строительной реформы,  цель которой создать эффективные "правила игры" на строительном рынке, в том числе путем упрощения разрешительных процедур в строительстве. Но для его реализации на практике  необходимо принять еще как минимум два закона: о сокращении срока отведения земельных участков для градостроительных нужд, а также о персонификации ответственности за негативные последствия, вызванные нарушениями строительных норм и стандартов в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроительства.

2) Коррумпированность и юридический хаос в процедуре землеотвода напрямую влияет на строительную отрасль. Громкие скандалы, которые связаны с действиями местных властей,  – земельные. «Передовиком» в этом процессе стал Киев, где за время активной работы команды мэра Черновецкого, в период за 2007-2010 гг. территориальная община Киева потеряла 3,5 тыс. га земли. Успел даже образоваться целый теневой рынок землеотводов. Такая ситуация возникла по двум основным причинам: отсутствие единого для всей страны регламента реализации местными властями участков под застройку и отсутствие реально работающего земельного кадастра. Вторую причину (земельный кадастр), парламент перед летними каникулами вроде бы законодательно попытался ликвидировать. Принят закон «О земельном кадастре», который вступает в силу с 1 января 2012 года. Однако как он будет работать на практике – пока остается вопросом.

3) Большинство строительных компаний заявляет о том, что благодаря  Закону «О регулировании градостроительной деятельности» на данный период просто невозможно приступить к строительству новых объектов. Правительство так и не приняло порядок выдачи градостроительных условий и ограничений – основного разрешительного документа, содержащего комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству, к границам земельного участка, его благоустройству и озеленению. Но даже если такой порядок и будет принят, то реализовывать на практике его можно будет лишь при наличии генерального плана населенного пункта или же схемы планирования территории вне границ населенного пункта. На примере Киева мы уже увидели, какой это трудоемкий процесс – согласование и принятие Генплана застройки. Конфликтность этого процесса, без всяких сомнений, будет ждать и другие территории и населенные пункты.

4) Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривает уменьшение паевого взноса застройщика на развитие инфраструктуры города пропорционально понесенным затратам на строительство сетей за пределами стройучастка. Законодательная норма вроде бы верная, но, к сожалению, как утверждают многие строители, она практически не работает из-за отсутствия четкого механизма компенсации. Застройщики до сих пор тратят деньги на строительство инженерных сетей, не имея возможности их компенсировать.

5) В продолжение объявленной законодательной реформы строительной отрасли, 13 мая 2011 г. вступил в силу новый порядок получения разрешений на выполнение строительных работ,  утвержденный  постановлением Кабинета министров Украины № 466. Согласно Порядку определены три механизма получения разрешений на выполнение строительных работ: индивидуальных (усадебных) жилых домов, объектов I-III категорий и объектов IV-V категорий сложности. Но опять же, существует реальна проблема с определением категорий сложности строительных объектов из-за размытости и неопределенности критериев. А цена такой ошибки – административная и даже уголовная ответственность застройщиков за самовольное строительство.

Вышеуказанные, неразрешенные законодателем, хронические болезни строительной отрасли – это существенные риски для строителей, которые, в конечном итоге, закладываются в стоимость квадратных метров для конечного потребителя. Поэтому последние годы мы наблюдаем парадоксальную для логики и экономики ситуацию, когда на фоне кризиса и никуда не пропавшего спроса на жилую недвижимость, стоимость квадратных метров в новостроях снижается «черепашьими темпами». И совершенно очевидно, что декларациями и недоработанными законодательными нормами ситуацию не изменить.

Елена Овраменко,

депутат Киевсовета от Народной Партии,

экономический эксперт

Опубликовано в издании «KyivPost», 13.07.2011г.

http://www.kyivpost.ua/opinion/op-ed/stroitelnaya-oblast-trebuet-reanimacii-ne-deklaracii-25041.html

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".