Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Владимир Литвин: Избирательный барьер должен служить своеобразной "санитарной границей", чтобы люди не "проскакивали" в Раду на волне популизма

30.09.2011

- Проясните, пожалуйста, ситуацию с законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности".

- В среду утром я расписал этот законопроект и направил его в профильный комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, а также в комитеты по вопросам правовой политики и по вопросам правосудия, а также в другие соответствующие подразделения.

В довольно объемном документе предлагается внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и ряд других законов, которыми предусматривается декриминализировать ряд статей по хозяйственным правонарушениям, ныне квалифицируемым как тяжкие хозяйственные преступления. Это касается, прежде всего, предпринимателей, руководителей бизнес-структур. Законопроект также предлагает сократить количество случаев содержания людей под стражей при условии внесения соответствующего залога и готовности не уклоняться от следствия.

В принципе, я считаю, что такое решение давно назрело. У нас должна быть более гуманная система наказаний, и она должна быть ориентирована не на лишение свободы за экономические нарушения, а на возмещение материальных и финансовых убытков, которые причинены государству. Это усилит так называемый воспитательный эффект и, главное, сохранит жизнь и здоровье многим людям. Человек, который занимается предпринимательской деятельностью и действует согласно закону, должен чувствовать себя защищенным.

Как будет проходить процесс рассмотрения этого документа? Я убежден, что он получит консолидированную поддержку в парламенте. Более того, можно предположить, что в ходе работы над законопроектом в комитетах и во время рассмотрения в сессионном зале будут попытки расширить список лиц, деятельность которых должна быть подведена под декриминализацию. Думаю, это будет касаться, в том числе, и должностных лиц. Тем более что законопроекты подобного характера уже есть в Верховной Раде Украины, некоторые называют их законопроектами "под персональные события, под конкретных людей". Часть предложений существует пока на уровне обсуждения. Например, такого содержания: поскольку по закону члены Кабинета министров являются политиками, то их надо вывести из категории государственных служащих, и таким образом для конкретных лиц изменится подсудность.

- Может ли, на Ваш взгляд, принятие этого закона повлиять на известный судебный процесс?

- Если выходить из того варианта законопроекта, который есть на сегодня, - очевидно нет. Увидим, какие будут вноситься предложения и в какой мере они найдут поддержку в сессионном зале.

- А когда Верховная Рада примет этот закон? Это может произойти на следующей неделе?

- Нет, этого не может быть на следующей неделе, поскольку есть определенная процедура - законопроект должен рассмотреть комитет и рекомендовать его включить в повестку дня, после чего документ можно рассматривать уже на следующем заседании парламента. Все будет зависеть от оперативности комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

- Когда будет рассмотрен закон о выборах народных депутатов Украины? Если у вас есть информация, каким он может быть? За какой вариант лично Вы будете голосовать и какую избирательную систему поддержите?

- Избирательное законодательство является концентрированным проявлением политики и политических подходов. Нет ни одной политической силы, ни одного политика, который бы не стремился к тому, чтобы избирательное законодательство отвечало его видениям, рейтингу его политической силы на данный момент. Как нет такой политической силы, которая бы не рассчитывала на использование того, что мы все называем административным ресурсом, и что клеймит, когда не при власти.

А теперь об избирательном законодательстве. Понятно, что нынешняя избирательная система доказала свою абсурдность и неприемлимости. И в значительной мере критика, которой подвергается сегодня законодательный орган, справедлива из-за того, что нынешняя избирательная система делает парламент безликим. Яркие личности в значительной мере теряются под давлением партийного диктата.

Думаю, что чем быстрее станет известно, какой будет избирательная система, тем быстрее сменится атмосфера в сессионном зале. Я прогнозирую, что при изменении избирательной системы, парламент будет меньше контролироваться со стороны лидеров фракций.

Нынешняя избирательная система, в основе которой лежат закрытые партийные списки, несостоятельна. Это аксиома, очевидная для всех. Хотя есть политики и политические силы, которые хотели бы этой системой еще раз воспользоваться. Какой какая должна быть избирательная система? Свою успешность доказала избирательная система Великобритании (мажоритарная при выдвижении от партий), но такая постановка вопроса в Украине является сегодня утопической. На мой взгляд, и сегодня об этом можно говорить с уверенность на 99%, будет смешанная избирательная система. Будет принято компромиссное решение - 50 на 50. И это уже кое-что!

Смешанная система позволит нам постепенно возрождать и утверждать авторитет парламента. Я работал в Верховной Раде Украины с 2002 по 2006, когда законодательный орган страны был сформирован по смешанной системе, и тогда он был более профессиональным. В то время парламент больше демонстрировал лидерство, прежде всего, благодаря наличию в нем депутатов, избранных в мажоритарных округах. И это служило примером для депутатов, избранных по партийным спискам.

Будучи сторонником мажоритарной системы, я понимаю, что решение о смешанной системе выборов станет шагом вперед. Думается, через одну каденцию парламента мы все-таки вернемся к мажоритарной избирательной системе. Тогда у нас очень быстро произойдет процесс политического структурирования. И тогда у нас не будет такой очереди в депутаты.

По моим прогнозам, выборы 2012 года будут чрезвычайно напряженными, я бы сказал даже жестокими и жесткими. Но беру на себя смелость прогнозировать, что парламентские выборы в 2017 году, если они будут проходить штатно, уже не будут иметь такого напряжения. Отпадет заинтересованность бежать в Верховную Раду. Завершится процесс перевода страны на новые экономические рельсы, и власть не будет рассматриваться как возможность что-то ухватить. Люди будут избираться в парламент для того, чтобы реализовать себя, что-то сделать для страны, а не для того, чтобы решить свои проблемы. И не будет такого генетического страха уйти из власти.

Отдельная тема для дискуссий - это проходной барьер. С моей точки зрения, он должен служить своеобразной санитарной границей, не позволяющей политикам и политическим силам проскакивать в парламент на волне популизма...

Когда будет рассмотрен этот закон? Он еще пока не поступил в Верховную Раду. Но работает рабочая группа по поручению президента Украины. Возможно, этот законопроект будет внесен президентом Украины. Но я сторонник того, чтобы его внесли депутаты. Не стоит втягивать президента в парламентские дела. Тем более, что неизбежно будут недовольные законом - и у нас, и за рубежом. Как мне видится, законопроект о выборах народных депутатов поступит в парламент тогда, когда будут рассмотрены официальные рекомендации Венецианской комиссии. Тогда он будет еще раз пересмотрен рабочей группой с учетом этих рекомендаций и направлен в Верховную Раду. Нужно отметить, что на сегодня в парламенте уже зарегистрировано 15 законопроектов, касающихся избирательного законодательства: два целостных законопроекта о выборах народных депутатов, два избирательных кодекса и 11 законопроектов об изменениях к действующему на нынешний момент закону. Верховная Рада должна рассмотреть все эти документы до того, как приступит к работе над законопроектом, подготовленным рабочей группой на основании рекомендаций Венецианской комиссии.

До сих пор бытовало мнение о том, что существует законодательная норма, запрещающая вносить изменения в избирательное законодательство за год до выборов. Считалось, что если Верховная Рада в октябре нынешнего года не примет новый закон, то нарушит соответствующую норму. Однако анализ, проведенный сотрудниками Аппарата Верховной Рады Украины, свидетельствует об ошибочности этого утверждения: избирательное законодательство не содержит каких-либо ограничений по срокам в принятии изменений к нему.

Закон о внесении изменений к закону о выборах народных депутатов Украины от 7 июля 2005 года предусматривал норму о том, что изменения и дополнения к избирательному законодательству могут вноситься не позже, чем за 240 дней до дня выборов.

В то же время принятый парламентом 19 января 2006 года закон о внесении изменений к некоторым законам Украины содержал положение о том, что изменения к закону о выборах могут приниматься не позже, чем за 45 дней до дня выборов.

9 февраля 2006 года парламент проголосовал за то, чтобы изменения к избирательному законодательству можно было вносить не позже, чем за 240 дней до даты выборов, кроме положений о проведении предвыборной агитации (не позже, чем за 120 дней), времени проведения голосования (не позже, чем за 45 дней) и изменений, касающихся избирательной документации (не позже, чем за 40 дней).

14 марта 2006 года парламент принял закон, в котором пункт об ограничении сроков внесения изменений в правила игры на выборах, был отменен. Весь пункт со всеми дополнениями. Таким образом, на сегодня нет ограничений относительно даты либо принятия нового закона о выборах народных депутатов Украины, либо внесения изменений к существующему.

По моему глубокому убеждению, Верховная Рада должна принять новый, выверенный закон о выборах, который дал бы возможность не менять избирательное законодательство каждый раз перед проведением очередных выборов под влиянием политических раскладов и в интересах тех или иных политиков и политических сил. Сделать это, думаю, необходимо до начала 2012 года. Для того, чтобы мы получили понятные правила игры и избежали обвинений в том, будто закон подгоняется под политический момент.

Принятие закона о выборах должно стать результатом консенсуса. Его утверждению должен предшествовать диалог, чтобы в итоге мы вышли на решение, в пользу которого было бы высказано больше аргументов, а не полученное под давлением. Причем, надо учитывать то обстоятельство, что этот законопроект будут читать, я думаю, 90% депутатов действующей Верховной Рады, которые намерены снова баллотироваться на очередных выборах.

При этом крайне важно говорить не только о документе, но и о том, как обеспечить неукоснительное соблюдение этого закона. Думаю, что как для Украины, так и для тех, кто очень внимательно наблюдает за процессами в нашей стране, важны не столько собственно ключевые нормы этого закона, сколько сам избирательный процесс - как будет проходить подготовка к выборам, проведение избирательной кампании и подсчета голосов.

- Прокомментируйте, пожалуйста, публикации о возможном слиянии Партии регионов и Народной Партии, о том, что вы, якобы, можете стать заместителем руководителя Партии регионов?

- Вы знаете, мне нравится читать подобные "размышлизмы" и узнавать из публикаций, что я думаю по тому или иному поводу.

Не секрет, и я об этом неоднократно говорил, что во время подготовки ко внеочередным выборам в Верховную Раду в 2007 году со стороны руководства Партии регионов были предложения об объединении усилий и о совместном участии в выборах, в том числе и моем личном. Тогда мы аргументировали свою позицию тем, что уже определились и потому в целом готовы к сотрудничеству, но в 2007 году принимаем участие в выборах как самостоятельная политическая сила.

С тех пор контакты не прерывались, и договоренности о сотрудничестве с нашей стороны, я подчеркиваю - со стороны Народной Партии, были выполнены. Это сотрудничество в дальнейшем было формализовано уже после президентских выборов, и мы последовательно двигаемся в этом направлении.

Есть определенные моменты, которые необходимо учитывать, а именно то, что партия имеет фракцию в Верховной Раде, в отличие, например, от "Сильной Украины", а это всегда голос. Далее - мы окончательно не знаем, каким будет механизм формирования избирательных комиссий. Если это будет представительство от парламентских фракций, которые были созданы, я подчеркиваю, на момент формирования Верховной Рады после завершения выборов, то это вносит свои коррективы и ставит вопрос, когда лучше формализовать союз с Партией регионов.

Вместе с тем, меня всегда определенным образом удивляет и огорчает односторонний подход к оценке процесса объединения усилий Народной Партии с Партией регионов. Мол, ищут себе авторитетную рейтинговую крышу для того, чтобы не оказаться на обочине политического процесса. Это примитизированная оценка. Очевидно, необходим более широкий взгляд на реалии, которые есть в нашей жизни. Партия регионов - это реальная политическая сила, которая пришла на политическую арену, как я считаю, всерьез и надолго. Если согласиться с этой аксиомой, то становится очевидным и другое: настроения, перспективы и состояние общества будут зависеть от того, насколько эффективно будет работать эта партия. Если партию будут пополнять, расширять или увеличивать другие политические силы, я думаю, что уже в этом есть плюс для страны, если исходить из нынешних реалий и будущего Украины.

Давайте скажем, что Партия регионов на сегодняшний день - это партия крупного капитала и это партия, которая объединяет много госслужащих. В этом ее можно сравнить с "Единой Россией". Но давайте обратим внимание на то, по какому пути идет Россия. Для того чтобы сделать партию народной, расширить ее социальную базу, там пошли на формирование фронта, то есть вышли за границы "Единой России". Я считаю, что это правильный подход, ведь какое-либо развитие общества будет невозможно, если не будет достаточной социальной опоры. Почему нет анализа с такой точки зрения и понимания того, что это не только польза для верхушки Народной Партии, которая, якобы, хочет себя трудоустроить... Это, собственно, польза и для Партии регионов, и в конечном итоге должно идти на пользу стране...

Я хочу, чтобы была польза стране, так как никто из политиков, по большому счету, уже в этой жизни не потеряется. Думаю, на этот процесс надо смотреть именно под таким углом зрения. Меня удивляют домыслы, какие-то там оценки, которые уже навязываются в отдельных публикациях. На мой взгляд, цель их очевидна - поссорить людей внутри нашей политической силы, а также внести напряженность в отношения между партиями. Вы же понимаете, что если не было заседания Политисполкома, а об этом пишут, как о факте, который состоялся, то люди, которые возглавляют областные партийные организации, думают, будто в Киеве Литвин сидит и занимается тем, что договаривается без участия актива партии. Это абсолютно не соответствует действительности.

Этот диалог (диалог с Партией регионов - ИФ) продолжается. Я считаю, что он проходит нормально, но одновременно нам нужно анализировать, что из себя будет представлять избирательный закон в его окончательном виде. От этого немало зависит дальнейший формат сотрудничества и принятие решения относительно даты.

- Несколько слов о Бюджетном процессе. Когда парламент будет его рассматривать и принимать?

Ответ: В первом чтении государственный бюджет на следующий год, скорее всего, будет рассматриваться 20 октября. В настоящее время к проекту поступают предложения от комитетов, фракций и депутатов. Бюджетный комитет проводит встречи с представителями местных органов власти, изучаются показатели, которые запланированы, каждый аргументирует свою позицию. Также обращаются в Верховную Раду министерства и ведомства. Хотя на заседании правительства было рекомендовано воздержаться от подобных инициатив после внесения Кабинетом министров проекта в парламент, считаю это правильным. Поскольку правительство внесло законопроект, и теперь оно должно консолидировано его защищать.

У нас сейчас есть возможность работать не "с колес", как это часто было до сих пор, а спокойно и планомерно, пробуя, что называется, "на зуб" каждую цифру, чтобы все показатели имели свое обоснование.

- Что касается украино-российских переговоров по газу... В предстоящие полтора месяцев нас ждет напряженный переговорный процесс между "Нафтогазом", Минтопэнерго, Кабмином и "Газпромом" и российским руководством. Какова роль парламента, и вообще, есть ли она в этом процессе, ведь речь идет об определенных изменениях в наших отношениях.

- На сегодняшний день я не вижу, как парламент мог бы присоединиться к этому процессу... Хотя, конечно, политические заявления будут звучать, учитывая позиции отдельных депутатов или политических сил, которые они представляют. Считаю огромным позитивом тот факт, что обмен острыми заявлениями на расстоянии переведен в площадь нормального, конструктивного разговора при непосредственном общении руководителей государства.

Если речь идет о газотранспортном консорциуме, то Верховной Раде придется принимать соответствующее решение по изменению законодательства, когда в этом возникнет необходимость.

Выскажу свою точку зрения. Я считаю создание консорциума и передачу ему в концессию газотранспортной трубы возможностью сохранить наше стратегическое преимущество и значение для Европы, а также возможностью решить проблемы энергообеспечения Украины, наладив сотрудничество между Украиной, Россией и Европейским Союзом.

Убежден, что это будет фактором, который позволит избежать пиковых нагрузок в отношениях в рамках треугольника "Украина-Россия-ЕС" во время осенне- зимнего периода.

Те решения, которые были наработаны еще в 2002-м и последующих годах, к большому сожалению, не были доведены до практической реализации. Если бы это было сделано, то сегодня мы не говорили бы об этих проблемах.

- Эти решения не были реализованы, в том числе и благодаря закону, запрещающему приватизацию и передачу в концессию ГТС...

- Законы не догма. Их принимают, а когда есть стратегический интерес для страны, законы можно пересмотреть. Понятно, что при таком подходе будет соблюдена прозрачность. В этом будут заинтересованы все - и Украина, и Россия, и Европейский Союз. Тут уже, я думаю, не будет оснований для разного рода политических обвинений.

- Но обвинения же идут... Обвиняют в очередной продаже страны...

- Богатство, которое Украина имеет в виде ГТС, должно работать и приносить пользу. Если оно работать не будет, то, очевидно, не будет соблюден и национальный интерес. Считаю, что ГТС должна работать с абсолютно полной нагрузкой. Если речь будет идти о концессии, то это никак не означает, что Украина отдала свою ГТС в чужие руки, она же ее не выставляет на продажу, на приватизацию.

 

Интерфакс-Украина, 29 сентября 2011 года
http://www.interfax.com.ua/rus/exclusive/80922/


Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".