Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Перемены ради… перемен

07.09.2011

На ближайших парламентских заседаниях кроме закона о пенсионной реформе депутаты будут говорить еще об одной реформе — земельной.

Уладить взаимоотношения в сфере народного (по Конституции) богатства необходимо давно, с этим никто не спорит. Но, почему, же у этой, казалось бы, нужной инициативы столько противников?

Автор материала, подытожив все полученные комментарии по поводу земельной реформы, сделал вывод — реформа нужна, но не в такой форме, как ее предлагают, и не сегодня.

Реформа отношений в аграрном секторе, как и любая реформа, должна четко определять цели, задачи и механизмы, с помощью которых эти задачи будут поэтапно осуществляться. Но существует проблема: настоящие цели власти не всегда совпадают с озвученными для простого народа, а о методах осуществления этих задач и говорить не приходится.

Еще одна проблема: суть реформ четко и понятно не разъясняется, и поэтому большинство преобразований в стране не воспринимаются, или воспринимаются негативно. Возможно, в свое время вице-премьер министр не зря ездил по стране и рассказывал, зачем и почему нам нужно повышать трудовой страж для выхода на пенсию.

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что, несмотря на запрет продавать и покупать землю, в Украине существует «теневой» рынок земли. Поэтому формирование рынка земель сельхозназначения неизбежно. В идеале, конечно, такой рынок принес бы пользу, если бы были разработаны и реально использовались механизмы контроля над использованием ресурсов. Но это еще одна обратная сторона медали: с введением рынка земли чиновники государственного земельного органа будут всегда в выигрыше.

По мнению опрошенных экспертов, аграриев и фермеров Днепропетровской области, земельной реформе должна предшествовать административно-территориальная, которая заложит основу самостоятельности регионов и сможет защитить мелких землевладельцев.

Как говорят: «Ищи кому выгодно!» Кому же на самом деле выгодно введениe рынка земли? Если смотреть на крупных землевладельцев, то для них объем земли — это их оборотный капитал: чем больше земли, тем больше выгоды. Но новый закон предусматривает ограничения — не больше 2100 га в одни руки. То есть, владельцам крупных агрохолдингов все равно необходимо будет брать большую часть земли в аренду. В этом случае, для тех компаний, у которых в использовании находятся до нескольких сотен тысяч гектаров, наличие в собственности или использование через аренду земли после принятия закона никак не повлияет на количество вложенных в гектары инвестиций. Значит, для этой категории землепользователей введение свободного рынка земли не так уж и важно. Также существует опасение, что при распределении купленных государством земельных участков, которые находятся в границах владений этих “Карабасов-Барабасов”, приоритет будет на стороне крупных латифундистов, а не простых фермеров.

Для средней руки землевладельцев покупка в собственность земли с одной стороны выгодна, но с другой — нужно будет потратить немалые средства, которые можно было использовать на закупку семян, удобрений, топлива или для обновления технопарка. Что уж тут сказать o мелких аграриях — оформление всех необходимых документов на  землю будет им точно не по карману.

Можно было бы допустить, что свободный рынок земли откроет поток инвестиций, и селянам станет проще брать кредиты. Но и тут не все так просто: из-за дороговизны оформления кредита под залог земли, аграрии и банкиры  заключают договоры под залог урожая или техники. Если после введения закона ничего не изменится, то ожидаемые инвестиции так и останутся просто планами на бумаге.

Возможно, свободный рынок мог бы защитить селян от незаконных захватов их земель — вроде как наличие официальной бумаги поможет остановить недобросовестных конкурентов. Но, во-первых, большие агрохолдинги сами, без всяких бумаг, защищают себя деньгами и связями во властных кабинетах, а вот у фермеров и мелких пайщиков таких связей нет, а значит, любой документ можно будет легко оспорить в суде.

Как пример крупного землепользователя в Днепропетровской области можно привести члена Народной Партии, генерального директора ООО «Зоря» Анатолия Пучку из Покровского района, который настолько эффективно ведет свое хозяйство, что, несмотря на разные погодные условия и переменчивость настроений чиновников, из года в год получает неплохой урожай без введения земельной реформы. На начало осени 2011 года это хозяйство собрало с 1550 гектаров 7782 тонны озимой пшеницы, со 100 гектаров — 456 тонн озимого ячменя, с 100 га — 226 тонн ярового ячменя и со 110 га — 121 тонну гороха. У другого народника, руководителя фермерского хозяйства «Светлана» Александра Квасова из Софиевского района, успехи скромнее — на это повлияла летняя жара и менее плодородная, чем в Покровке, земля. Но мнение у всех одно — сегодня рынок земли нужен, но только в виде долгосрочной аренды.

После перечисления всех «за» и «против» возникает естественный вопрос: действительно ли свободный рынок земли для власти — это одна из целей реформы, или это только инструмент для реализации конкретных задач?!

 

Ирина Логуш,

Днепропетровская областная организация Народной Партии


Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".