Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Владимир Литвин: „Я ожидаю реализма и результативности украинско-российских отношений с избранием Владимира Путина Президентом России”

16.05.2012

 

Эксклюзивное интервью Председателя Верховной Рады Украины, Председателя Народной Партии Владимира Литвина агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Как будут развиваться украинско-российские отношения после смены руководства Российской Федерации? Чего ожидать Украине от третьего президентства Владимира Путина?

Ответ: В двухсторонних отношениях между близкими странами, каковыми являются Украина и Россия, есть и всегда будут объективные проблемы. Если бы мы были чужими и не интересными друг другу, то и проблем бы никаких не было.

Чего ожидать Украине в связи с избранием Владимира Путина Президентом России? Реализма в отношениях и, надеюсь, убежден, позитивных практических результатов. Убежден также, что для этого нельзя «зацикливаться» на одной проблеме, даже такой болезненной для Украины, как поставки природного газа. Необходимо исходить из всего спектра взаимоотношений, определить общие подходы, и тогда будет решена, в том числе, и так называемая «газовая проблема».

И, наконец, для Украины самое главное - определиться, чего она ожидает, что хочет получить от двухсторонних отношений. Поэтому украинские политики и государственные чиновники должны быть адекватными, и осознавать, что слова и обещания должны подкрепляться несомненными результативными действиями.

Российские политики в беседах со мной неоднократно подчеркивали: у российской власти есть четкая позиция в отношении Украины. Нравится она или нет украинской стороне, но она есть. Но мы так и не можем понять, а что же хочет украинская сторона. Поэтому определитесь, и мы будем знать, как нам дальше действовать.

Для меня очевидно, что Украина должна сформулировать собственное видение политики добрососедства с «северным соседом», и сопоставить его с позицией наших партнеров. В вопросах, где подходы совпадают, мы должны вместе работать на взаимовыгодный результат, там же, где они расходятся, - искать компромисс. Если же в чем-то консенсуса достичь не удается - временно «взять паузу» на данном направлении.

Вопрос: Некоторые эксперты склоняются к мнению, что В.Путин займет более жесткую позицию по отношению к Украине и более активно будет реализовывать проекты по созданию ЕврАзэС и Таможенного союза с участием Украины. Можно ли ожидать усиления давления со стороны России в этих вопросах?

Ответ: Давить можно исключительно на того, кто поддается давлению, дает для него основания. Я бы не говорил о давлении со стороны России. Еще раз подчеркну: скорее Украине необходимо определиться с тем, чего она хочет от украинско-российских отношений.

В конце-концов, нельзя же, с одной стороны, подписывать соглашение о зоне свободной торговли с РФ, а с другой – не принимать решение о его ратификации, говорить, что правительство направит этот документ в парламент, но не вносить его.

Этот пример - подтверждение необходимости для Украины иметь четкую и вразумительную линию в отношениях с Россией. Если принимаем решение, то должны доводить его до логического завершения. В противном случае российская сторона в отношениях с Украиной будет действовать, исходя из собственной логики, что совершенно закономерно.

В вопросах ЕврАзэС и Таможенного союза больше политики, нежели конкретного содержания. В дискуссиях на эти темы преобладают эмоции, отсутствует серьезный диалог о позитивах и рисках для Украины от участия в таких объединениях.

То же можно сказать и об Ассоциации с Европейским Союзом. Хотя надо признать, что Ассоциация с ЕС – в большей степени политический проект, нежели экономический. Причем в нынешних условиях без логического завершения. Процесс есть, нет пункта назначения.

В отношении евразийского пространства на первый план выходят экономические преимущества, и лишь затем можно говорить о политической составляющей соответствующего сотрудничества.

Убежден, что Украина обязана развивать взаимовыгодное сотрудничество со странами как СНГ, так и Евросоюза. Мы не должны потерять ни пространство СНГ, ни европейский рынок. Но приоритет должен быть, и он очевиден.

Вопрос: Как Вы считаете, можно ли объединить процессы по вхождению в евразийское пространство и Ассоциацию с ЕС?

Ответ: Для постановки вопроса о возможной совместимости этих двух проектов, очевидно, необходимо изучить соответствующие документы. Правила деятельности Всемирной торговой организации должны выполняться всеми странами-участницами этого объединения. А поскольку деятельность ЕС базируется на принципах ВТО, они должны быть отображены и в соглашении об Ассоциации и экономическом сотрудничестве Украины и ЕС.

Руководство РФ заявляет, что проекты в рамках евразийского пространства тоже базируются на принципах ВТО. Если это так, то расхождений в вопросах сотрудничества Украины как с ЕС, так и в евроазийском регионе, не существует, а есть общий контекст сотрудничества, который делится на соответствующие сегменты с участием той или другой стороны.

Поэтому Украина должна четко проанализировать выгоды и риски от своего участия в различных проектах, а также принципы, на которых строится сотрудничество в рамках ЕС и ЕврАзэС. Но, к сожалению, пока во всех этих процессах доминирует политическая составляющая, которая мешает достижению практических результатов.

Более того, Украина никоим образом не должна отказываться от сотрудничества на евразийском пространстве, прежде всего, с Россией и странами постсоветского пространства. Нам нужно сохранить уже имеющиеся рынки, и, естественно, искать новые. Повторяю это потому, что это нужно осознать кое-кому из чрезмерно цивилизованных украинских политиков.

Вопрос: Каковы позиции российского бизнеса в Украине? И что можно сделать, чтобы российские инвесторы чувствовали себя свободнее в Украине?

Ответ: Считаю, что российские бизнесмены чувствуют себя в Украине значительно комфортнее, чем другие иностранные инвесторы. Это объясняется, среди прочего, и тем, что наша ментальность в вопросах бизнеса во многом совпадает.

Вопрос в другом: украинские финансово-промышленные группы, осознавая опасность, которую для них представляет более мощный российский бизнес, сегодня выступают самыми активными борцами за независимость Украины от России в экономическом контексте.

Необходимо обеспечить четкое выполнение нашего внутреннего законодательства, чтобы любой инвестор, приходящий в Украину, знал, что он работает в правовом поле, исправно уплачивает налоги и выполняет свои обязательства.

К большому сожалению, сейчас такая ситуация скорее исключение, чем правило. Некоторые иностранцы рассматривают Украину как страну верховенства не юридического права, а «права сильного», как страну насилия и договоренностей. И, к сожалению, имеют на то основания.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, будет влиять "дело Тимошенко" на отношения Украины и России?

Ответ: Откровенно говоря, оно уже влияет. Негативно! Если называть вещи своими именами, то это, в том числе, используется и как повод упрекнуть Россию за невыгодное для Украины газовое соглашение.

Подтверждением вышесказанного служат соответствующие заявления российской стороны и реплики некоторых российских политиков.

Вопрос: Чего можно ожидать от «газовых» переговоров? Пока эта тема не так активно обсуждается, но проблема пересмотра газовых контрактов осталась нерешенной.

Ответ: Прогнозирование – неблагодарное занятие. Если украинская сторона будет и далее «педалировать» только одну тему, то ее не решить. Если же мы предложим комплексный подход к решению целого спектра проблем, то, убежден, будет найдено позитивное решение и этого чувствительного вопроса.

Вопрос: Многие эксперты говорят, что визит В.Путина в Украину может быть посвящен решению этой проблемы. Хотя в ближайший план зарубежных визитов нового главы российского государства Украина пока не вошла...

Ответ: Надеюсь, что встреча президентов двух стран в рамках неформального саммита СНГ в Москве станет определяющей для будущего наших стран, своего рода «сигналом»: либо формализованный подход к решению исключительно важных, в том числе для Украины, вопросов, и, соответственно, очередная пауза в развитии двухсторонних отношений, либо будет открыта дорога к всеобъемлющему сотрудничеству.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге 16-17 мая. Какие вопросы планируется обсудить?

Ответ: Это плановое заседание, на котором не планируется обсуждать вопросы, носящие «прорывной» характер. Главное - общение членов парламентских делегаций, руководителей парламентов.

В рамках визита планирую встретиться со спикерами обеих палат российского парламента.

Сегодня, в условиях некоторого осложнения украинско-российских отношений, более активно обязаны работать парламенты. Именно они, не будучи зашоренными дипломатическим протоколом, могут передавать настроения граждан своих стран.

Кроме того, планируется согласовать порядок проведения очередного заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Верховной Радой Украины и Федеральным Собранием Российской Федерации в конце мая в Воронеже. Во время этого форума планируется обсудить вопросы расширения сотрудничества в авиационной отрасли и сфере высоких технологий, а также на региональном уровне.

В Кабинете Министров Украины была создана рабочая группа по подготовке к этому мероприятию, которая нарабатывает предложения украинской Стороны. В свою очередь, Председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин сообщил мне, что в заседании планирует принять участие Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.

Считаю, что наша совместная работа в рамках Комиссии «подтолкнет» правительства Украины и России к принятию соответствующих практических решений.

Вопрос: Европейские политики резко критикуют внутриполитическую ситуацию в Украине, говорят, что Украина идет по пути Белоруссии. Российская сторона также критически высказывается о политических процессах в Украине. Возможна ли международная изоляция нашей страны?

Ответ: Украина не заслуживает такой острой критики. Замечу, что сегодня весь мир переживает непростые времена, и зарубежные политики должны адекватно оценивать ситуацию и в своих странах. И не работать так рьяно на отвлекающий «объект».

Но и украинские политики также должны осознавать, что на нынешнем этапе развития цивилизации любая проблема любой страны не может быть исключительно ее внутренним делом. Сегодня все вопросы моментально приобретают международное, всеобщее звучание. И нам есть, что поправлять и изменять в позитивном плане.

Именно поэтому все мы должны сделать соответствующие выводы, не загонять страну в тупик, начать серьезный диалог между властью и обществом. Нужно прекратить играться со страной. Ставки очень высоки - 46 миллионов украинцев.

Вопрос: Можно ли ожидать каких-то санкций по отношению к Украине или в отношении отдельных государственных чиновников?

Ответ: Надеюсь и верю, что те политики и страны, которые переживают за процессы в Украине, не будут переходить грань. Любые санкции против страны в конечном итоге оборачиваются санкциями против ее народа.

Думаю, что и отечественные политики также не перейдут черту, за которой диалог уже будет невозможен.

В целом, необходимо сказать, что с дискуссией о процессах в Украине мы запоздали лет на пять-шесть, и за разговорами и эмоциями утратили суть диалога - уже никто не говорит о людях, о стране, о ее проблемах.

 

Информационное агентство „Интерфакс-Украина”от 15.05.2012

http://www.interfax.com.ua/rus/exclusive/104272/

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".