Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Блокбастер по-днепродзержински: Шамышина балка

22.06.2012

Шамышина балка_250.jpgСегодня уже несколько поутихли страсти вокруг очередного отселения жителей Днепродзержинска из района Шамышиной балки. А еще совсем недавно, в конце 2011 года, город полнился разговорами о том, что людей обманут и оставят на улице… Сейчас можно посмотреть на то, как проходило отселение, и сделать свои выводы.

Еще в 1985 году в этом районе были зафиксированы первые проявления оползней. За время существования жилого массива в Шамышиной балке власти не раз пытались провести противооползневые мероприятия, но эффективными эти действия назвать нельзя. В 2004 году по распоряжению Кабинета Министров Украины было принято решение поэтапно отселять жителей аварийных домов. Первый этап отселения состоялся в 2005 году, второй прошел в 2008-м. И как у голливудского режиссера, у днепродзержинской власти каждый раз возникает желание «снять» продолжение блокбастера «Шамышина балка» с теми же ошибками, если не хуже.

Я стал невольным участником тех событий, когда мои однопартийцы обратились в последний момент с просьбой помочь получить квартиру согласно процедуре отселения. Когда стал вникать в тонкости процесса, то понял, почему они обратились ко мне так поздно. С самого начала процесс отселения шел по установленному законом руслу: собирали списки жильцов, объявляли собрания, проводился отбор квартир… Но, позже, стало понятно, что власть на самом деле совершенно равнодушно отнеслась к тому, что входит в ее прямые обязанности.

Начало процесса было четким и понятным. 10 октября 2011 года распоряжением N 1060-р Кабинета Министров Украины из резервного фонда были выделены денежные средства в размере 20174,526 тис. гривен на первоочередные неотложные мероприятия — переселение жителей 110 квартир аварийных домов по ул. Онищенко, 1 и ул. Скалика, 42. Следующим этапом было создание комиссии по отселению на базе исполкома Днепродзержинского городского совета, которую возглавил заместитель Днепродзержинского городского председателя Юрий Белобородов. Комиссия должна была обеспечить весь организационный процесс с выбором и оформлением квартир для переселения. Ответственным за организацию назначили  мэра  Днепродзержинска Станислава Сафронова.

После этого, горисполкомом был проведён тендер по выбору риэлтерского агентства для закупки жилья на бесконкурентной основе (мотивируя подобное решение срочностью), хотя должен был быть проведён стандартный конкурентный отбор. Победителями были названы две фирмы: "Без проблем" и "Недвижимость", которые своими нескромными предложениями взвинтили цены на местном рынке жилья. Процедура проста и понятна: для 110 семей нужно было купить квартиры и освоить 20 млн. гривен. Если делать все по правилам, то квартиры должны были быть не хуже по ремонту и не меньше по метражу, чем были у людей до этого. Но в итоге получилось, что стоимость нового жилья для пострадавших, и, соответственно, качество квартир, по оценкам риелторов, гораздо ниже, чем та сумма, которая выделена правительством на все 110 днепродзержинских семей. Для сравнения: средняя цена квартир в г. Днепродзержинске на тот момент составляла 12-15 тыс. у. е., а продавались эти квартиры облгосадминистрации агентством по средней цене уже в 22 тыс. у.е. В результате жильё приобреталось по значительно завышенной цене, с несоответствием реальных выплат владельцам и суммам договоров. Кому в карман пошла разница от такой выгодной операции?

Но власть продолжала оказывать своим гражданам «медвежью услугу», как ни в чем не бывало. Жильцам аварийных домов были предложены два варианта для отселения: общежитие по пр. Конституции, реконструированное под социальное жильё на 42 квартиры, и квартиры в коттеджном посёлке «Голубое озеро» за пределами города, без соответствующей инфраструктуры. В случае, если первый вариант еще кому-то подходил,  то коттеджный посёлок людей не устраивал ввиду целого ряда нарушений, но самое главное — приватизировать квартиры в поселке было невозможно. Забегая немного вперед скажу, что последний вариант предпочли для себя в большей части люди старшего возраста, но только из-за того, что надо где-то жить, а не оставаться на улице.

Многие из тех, кому пришлось уезжать из района Шамышиной балки, хотели получить денежную компенсацию и сами подобрать себе жилье. Так можно было делать на предыдущем этапе отселения, но почему-то не в этот раз.

После двух общественных собраний, в Заводском районном и городском исполкомах, люди в индивидуальном порядке были приглашены для написания заявлений на отселение по названным адресам. Для тех, кто был не согласен с указанными вариантами жилья, было предложено написать заявление на приобретение исполкомом квартир на вторичном рынке по заявленным параметрам, либо предложено оформить заявление с указанием конкретного адреса квартиры.

На общественном приёме у председателя Заводского районного исполкома Владимира Пелипаса был озвучен лимит для подбора квартир на вторичном рынке в размере 200 у. е. за 1 кв. метр. Квартир по такой цене в Днепродзержинске не было, с чем согласились представители власти, но на просьбу объяснить, по какой цене и где будет приобретаться жилье, отвечать отказались. Также было озвучено, что в 2012 году в Днепродзержинске будет строиться новый дом, срок сдачи которого пока не определен, и в который власть, возможно, планирует отселить часть жильцов.

Когда дело дошло до самого главного — получения квартир, жильцы столкнулись с тем, что за понравившееся жилье надо еще и доплатить. Получилось нелепо: квартира есть, желание жить в ней есть, но за это гарантированное законом желание еще надо и доплатить. Так, при выборе понравившейся квартиры к одному из пострадавших обратилась директор риэлтерского агентства, занимающегося подбором квартир для отселения, и предложила внести в качестве «залога» 1400 долларов как разницу в стоимости квартиры и суммы выделяемых средств на приобретение жилья. Деньги требовали за любое улучшение условий, как-то: пластиковые окна, автономное отопление или просто хорошее состояние квартиры. Получается, что если люди остались без жилья, это их проблемы, и власть только делала видимость, что помогала, а на самом деле обворовывала  и разрешала другим обворовывать пострадавших!

Проблема возникла и при подборе квартир. С одной стороны, продавцы не хотели связываться с государством, так как не были уверены, что оно их не обманет. Те, кто все же рискнул продать свои квадратные метры, были вынуждены это сделать, по большей части, из-за нищеты, и, соответственно, квартиры их были под стать хозяевам. Тут можно понять жителей балки: они-то жили в благоустроенном доме, в отремонтированных квартирах, а переселяться им приходилось в квартиры, которые требовали капитального ремонта, где менять надо было все: начиная от труб и канализации, и заканчивая обоями и кафелем. Люди возмущались, ведь свои квартиры они покупали за свои честно заработанные деньги и хотели получить взамен равноценное жилье, а власть с этой задачей не смогла справиться! Сами продавцы таких квартир говорили, что договаривались о меньшей сумме, чем та, которая была указана в официальных документах.

Страсти улеглись после того, как городские власти отрапортовали о переселении жителей из аварийной зоны. Правда, не для всех в этот момент вопрос был решен. Несогласные ни с одним из предложенных вариантов жилья предпочли временно пожить у друзей, не захотев получить квартиру в плохом состоянии и не в подходящем районе. Тут, как говорится, нашла коса на камень: с одной стороны, власти нужно распределить квартиры и отчитаться о проделанной работе, а с другой — люди не хотели расписываться в заявлениях и получать ордера на квартиры, которые нужно будет ремонтировать на ту же сумму, сколько стоит эта квартира. Удивляет то, как можно было не справиться с такой задачей, когда деньги были выделены, и оставалось только их освоить по целевому назначению! Хотя нет, освоить их с пользой для себя близкие к процессу лица смогли!

История с моими однопартийцами закончилась тем, что они получили жилье. Конечно, не все их устраивало, но это лучше, чем жить в подвешенном состоянии и доказывать свою правоту, когда шансы на успех минимальные.

Был в этой ситуации момент, когда люди могли объединиться и защитить свои права, в том числе все вместе отказаться от предложенного жилья. Ведь в коридорах горсовета, стоя перед дверью кабинета, в котором решалась судьба их единственного места жительства, они были едины — власть обманывает! Но когда люди оказывались по ту сторону двери, один на один с представителями комиссии, они терялись, и весь их пыл куда-то пропадал. Винить их в этом нельзя. В сложной ситуации человек действует так, как ему выгодно, но и в этот раз власть оказалась сильнее народа, который был против, но не решился выступить и заявить о своих правах.

Любая история чему-то учит. Мне кажется, что нам надо научиться объединяться в нужный момент. Как говорят, Бог не любит боязливых, а, значит, не надо сомневаться, когда мы четко уверены, что правда на нашей стороне. Я всегда следовал этому принципу, так живет моя семья и так я воспитал своего сына. Жизнь не изменится до тех пор, пока мы сами ее не изменим, не изменим правила игры и не покажем, что у нас есть своя позиция, с которой надо считаться.

 

Сергей Демошенко,

депутат Днепродзержинского городского совета от Народной Партии

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".