Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Почему у нас высокие цены? Потому что у нас экономика крайне монополизирована

14.09.2012

Почему у нас высокие цены_250.jpgВ нашей жизни достаточно острых проблем, и одна из самых болезненных, тревожащих простых людей – это рост цен. Цены высоки на все: на продукты питания, коммунальные услуги, на проезд в любом транспорте – только зарплаты низкие. Главная причина монополизма – тип экономических отношений, при котором крупные предприниматели могут навязывать собственные интересы обществу. Обнищание народа – это, среди прочих причин, следствие монополизма; критическое расслоение украинского общества на сверхбогатых и сверхбедных – тоже следствие этого негативного явления. Эти темы поднял в своем интервью кандидат в народные депутаты по округу №27 (Жовтневый, часть Кировского и Самарского районов), заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук Николай Деркач.

— Николай Иванович, откуда в Украине возникли монополии?

— Есть две формы монополизма: естественный – железные дороги, энергоснабжение, почта (тут почти всегда монополист – государство, которое, в идеале, должно учитывать интересы своих граждан), и неестественный – продажа нефтепродуктов, лекарств, сети продуктовых супермаркетов, мобильная связь и т.д.

— Чем опасен монополизм?

— Тем, что он приводит к подавлению конкуренции, к монопольному сговору с целью установления максимально высоких цен (пример – наши супермаркеты) и к сговору в отношении территории интересов одного монополиста.

— Такие формы монополизма настолько масштабны, что видны всем. И возникает естественный вопрос: как с этим бороться?

— Универсальный рецепт для неестественных монополий: конкуренция. Количество предложений на рынке должно превышать спрос. Например, бензин в Украине стоит почти как в Европе, в то время как плечо доставки нефти короткое – из России, и в два раза дороже, чем в США, где значительная часть потребляемой нефти импортируется  либо по морю за тысячи километров, либо длинным трубопроводом из Канады, либо добывается в Мексиканском заливе, что тоже достаточно дорого. Тем не менее, фирм, реализующих бензин в США - 3,5 тыс., а у нас всего 6. Вот вам и результат – мы видим, как цены опять поползли вверх. Объяснение, что высоки цены на нефть в мире, принять нельзя. Почему-то цены растут в Украине, а в Европе нет или незначительно. При этом в США бензин даже дешевеет. Странно только на первый взгляд. В Европе, Северной Америке нет монополизма на производство и распределение нефтепродуктов, зато есть острая конкуренция за потребителя. Вот и отличный от нас результат.

— Но есть не такие масштабные, но не менее разрушительные формы монополизма. Например, молоко у хозяек в районе скупают одна-две фирмы - других не пускают административным путем.

— Естественно, скупают они молоко по низким ценам, а продают по высоким. Фактически, происходит грабеж населения. Поэтому в стране с таким высоким потенциалом сельхозпроизводства молоко стоит так дорого. А если бы была конкуренция, и таких бы оптовых покупателей в каждом районе было бы несколько десятков, как в Польше, то и с ценами, и качеством все было гораздо лучше. И если мы посмотрим на уровень цен на молочные продукты в Польше, Словакии, Венгрии и странах Балтии, соотнеся их с уровнем зарплат, то выходит, что там молочные продукты стоят гораздо дешевле и по качеству значительно выше.

Или возьмем такой продукт как хлеб. Сколько у нас в Днепропетровске хлебозаводов? Меньше 10. В то время как в самом небольшом европейском городе, с населением приблизительно в 100 тыс. человек (только в Жовтневом районе проживает почти 200 тыс. человек), количество пекарен доходит до 40.

— Аптек у нас очень много. Они тоже монополизированы?

— Да. И цены запредельно высокие. Такая ситуация называется «монопольный сговор» - ведь вся система продажи медикаментов монополизирована между крайне ограниченным числом сетей, которым легко (и выгодно!) сговориться между собой. Фармацевтическая мафия – это еще одно из печальных украинских, как и российских, ноу-хау. Вторая часть проблемы: непрозрачность тендерных процедур закупки медикаментов и диагностического оборудования Министерством здравоохранения для больниц и для людей с хроническими заболеваниями. Почему-то всегда закупается оборудование медикаменты не прямо у производителя с мировым брендом, а у малоизвестных фирм, часто однодневок и по очень высоким ценам. Об этом много пишут и говорят, но ситуация только ухудшается.

— И как Вы предлагаете с этим бороться?

— Главный способ борьбы с естественными монополиями – жесткий общественный контроль и прозрачность их деятельности. Применимо ли это у нас? Большой вопрос – с нашим-то уровнем коррупции. В конце концов, у нас и АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) существует – и где видимые результаты его деятельности? Последний скандальный результат монополизма и бесконтрольности – история со скоростными поездами. Как говорил выдающийся американский государственный деятель Бенджамин Франклин: «Я недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи». Вроде бы дешево купили поезда, да сколько денег затрачено на их ремонт и доведения до нужного уровня эксплуатации. А ведь у нас были все возможности выпустить такие поезда отечественными производителями. И, наконец, если все-таки решили (не ясно кто!) покупать за рубежом, то почему не в Чехии или в Германии? Ведь их фирмы многие годы поставляли вагоны и локомотивы еще в СССР и прекрасно знают наши условия. Говорят, что дорого запросили. Возможно, а еще есть подозрение, что присутствует монопольная коррупционная составляющая. Европейцы взяток не дают, в Азии с этим гораздо проще. Главной причиной такого плачевного результата является бесконтрольность и безответственность, как следствие монополизма министерства и Укрзализныци. А расплачиваемся за все это мы с вами. Или еще пример: билеты на электрички подорожали в среднем в три раза на Приднепровской железной дороге. У нас что зарплата выросла три раза?! Нет.

В большинстве европейских стран естественные монополии находятся под жестким общественным контролем. И потом, надо понимать, что государство, будучи естественным монополистом, должно думать не только о коммерческой, но и выполнять социальную функцию. Скажем, в Германии пассажирские перевозки убыточны и находятся на дотации федерального бюджета. То есть, железные дороги в этом случае выполняют не коммерческую, а социальную роль. Ценообразование понятно и широко известно всем – и это норма в отношении естественных монополий в европейских странах. У нас же все наоборот. Деятельность их непрозрачна, закрыта. Тарифы устанавливаются произвольно, административным путем, по совершенно неизвестным критериям, и поэтому возникает парадокс – долететь самолетом из Киева в Днепропетровск стоит примерно столько же, сколько из Киева в Вену или Франкфурт-на-Майне. Почему? Монополизм. На украинский рынок авиаперевозок не пускают, или максимально ограничивают, возможность работы авиакомпаниям из других стран, у которых самолеты лучше, уровень обслуживания выше, а цены ниже. В результате многие наши граждане начинают забывать вообще о существовании воздушного сообщения.

На данный момент в Украине ситуация становится еще тревожнее – монополизм возрастает, крупные компании все больше укрупняются, мелкий и средний бизнес скупается, разоряется – исчезает. Здесь важна роль депутатов, которые, через принятие соответствующих законов, остановят этот губительный для экономики процесс. И это задача для нового парламента.

 

Александр Разумный

(г. Днепропетровск)

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".