Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Почему правительство должно было уйти в отставку ещё осенью, как разрешить политический кризис и какой в итоге будет Верховная Рада — об этом Фокусу рассказал экс-спикер Владимир Литвин

20.01.2014

Почему правительство должно было уйти в отставку ещё осенью, как разрешить политический кризис и какой в итоге будет Верховная Рада — об этом Фокусу рассказал экс-спикер Владимир Литвин

Правительству нужно было уходить в отставку ещё осенью пришлого года, когда было принято решение приостановить евроинтерацию. Такой шаг, уверяет Фокус Владимир Литвин, помог бы избежать политического кризиса. Этого не произошло, и поэтому сегодня, продолжает Литвин, оппозиция должна искать точки соприкосновения с властью и помнить, что революция пожирает своих детей.

Как разрешить политический кризис? Кто и что должен сделать?
Сначала нужно осознать степень политического, экономического и психологического истощения страны. Далее — осмыслить общую ответственность власти и оппозиции. Затем чётко определить круг проблем, где без компромисса ситуация станет совсем тупиковой. У политиков должно появиться желание слышать друг друга, а не демонстрировать компромисс по-украински, когда одна сторона хочет дожать другую. И не нужно создавать иллюзию круглых столов.

С самого начала следовало решить вопрос ответственности правительства. Кабмин ещё за год до Вильнюсского саммита утверждал, что документы, касающиеся договора с Европейским союзом, практически готовы. И вдруг за несколько дней до запланированного подписания соглашения правительство очнулось и заявило, что, подписав его, Украина понесёт экономические потери. Возникают вопросы. А что, этих рисков не было видно раньше? Кто и почему создавал видимость работы? Потому что понимал, что до подписания соглашения дело не дойдёт? В этой ситуации нужно показать, что в Украине за такие действия наступает ответственность. Как минимум политическая.

Но почему тогда вы не голосовали за отставку правительства, когда оппозиция 3 декабря поднимала этот вопрос в Верховной Раде?

Потому что это предложение не было подготовлено, и сделано оно лишь для того, чтобы активизировать общественные, точнее говоря, митинговые, процессы.

Нужно ли Майдану стоять до президентских выборов 2015 года?
Ничего хорошего из этого не получится. Есть законы психологии масс и толпы. Майдан будет маргинализироваться либо придётся постоянно поддерживать его радикальными действиями. А радикализм может привести к беде.

Может ли Майдан стать важным политическим инструментом во время президентской кампании?
Может. Но спланировать заранее, как это произойдёт, сложно. Майдан ведь будет таким, какими окажутся настроения общества. Сегодня многие чувствуют себя разочарованными и угнетёнными, что, в свою очередь, может перерасти в агрессию. Улицы — это революции, а революции никогда не приводят к добру. Думаю, что политикам сегодня нужно перечитывать те места из булгаковской «Белой гвардии», где описываются события на улицах Киева. Рано или поздно, но революции пожирают своих организаторов и вдохновителей.

Вы были на Майдане?
Да, много раз.

А не было у вас желания выйти на сцену и выступить на стороне протестующих?
Я свой Майдан отстоял в 2004 году, выдыхаю его до сих пор.

Чем Майдан 2013 года отличается от Майдана 2004-го?
В 2004 году у нас была «оранжевая революция», сегодня — революция «сетевая». В частности, у нынешней протестующей молодёжи нет ярких лидеров, но зато есть возможность контактировать в интернете. То же самое было уже в других странах. Возможности сетевых коммуникаций будут активно использоваться в избирательных кампаниях, хотя пока украинские политики не очень умело ими пользуются, традиционно делая ставку на телевизор.

Правда ли, что во время «оранжевой революции» Виктор Янукович, тогда ещё премьер-министр, просил президента Леонида Кучму разогнать Майдан силой?
Я присутствовал практически на всех заседаниях Совета регионов и Совета национальной безопасности и обороны и такой просьбы не слышал. Всё это не более чем досужие разговоры.

Вы были одним из участников закулисной борьбы во время «оранжевой революции». То, что происходит сегодня в тени евромайдана, похоже на то, в чём вы участвовали в 2004-м?
В 2004 году не было закулисья. Просто в ситуации, когда заканчивался президентский срок Леонида Кучмы, а правительство было отправлено в отставку, фактически единственным легитимным органом власти оставалась Верховная Рада. Поэтому все важные решения вырабатывались в парламенте.

Какие переговоры ведутся сегодня, я не знаю. Но они, судя по всему, ведутся. О контактах оппозиционеров с властью свидетельствует то, что планы, призывы, действия и тональность заявлений официальных руководителей оппозиции постоянно меняются. Мне кажется, что уже осуществляется сценарий будущей президентской кампании, причём в его реализации принимают участие в числе прочих оппоненты власти.

В частности, декларируя поход на президентские выборы 2015 года несколькими колоннами. Как мне представляется, если сохранятся все эти телодвижения, в итоге победит нынешний президент.
Можно ли ожидать в 2014 году серьёзных изменений в составе фракций Верховной Рады?
Сегодня парламента как высшего представительного органа народа фактически не существует. Возможно, потому что в Верховной Раде этого созыва очень много новых депутатов. В том числе тех, кто видит призвание народного избранника в том, чтобы кому-то заехать в физиономию. Поэтому возможные изменения в парламенте не так уж и важны. Хотя они будут. Депутаты, особенно те, которым есть что терять в бизнесе, станут раскладывать яйца в разные корзины. Одни публично, а другие непублично будут поддерживать как минимум двух претендентов на пост президента. Более серьёзное переформатирование парламента начнётся в фазе активной президентской избирательной кампании, когда рейтинги кандидатов зацементируются и будут чётко определены фавориты. Ну а главного переформатирования нужно ожидать после президентских выборов.

Вы сказали о двух кандидатах. Это Виктор Янукович и Виталий Кличко?

Пока да. Думаю, что некоторые депутаты захотят заранее продемонстрировать свою поддержку Виталию Кличко. Сегодня у нас сложилась необычная ситуация со многими украинскими политиками, которые ещё боятся власти и уже боятся оппозиции и, как следствие, хотят сесть на два стула сразу.

Если президентские выборы состоятся, как и предусмотрено Конституцией, в марте 2015 года, то до этого времени могут появиться неожиданные кандидаты, которые серьёзно вмешаются в избирательный марафон. Новые гражданские активисты, почувствовав поддержку людей, будут всё больше демонстрировать свою пассионарность. События, которые мы переживаем, быстро рождают кумиров. Хотя параллельно может идти процесс скорого разочарования в тех же кумирах. Для этого достаточно одного неосторожного шага, заявления или вброса компромата. В этом плане нас ожидает особенно грязный период политической жизни.

Вы лично планируете участвовать в выборах 2015 года?
У меня даже мыслей таких нет.

Будете кого-то поддерживать?
Думаю, я не очень нужен будущим кандидатам.

Рычаги воздействия

Какие у вас отношения с народными депутатами Катериной Ващук, Олегом Зарубинским, Игорем Шаровым и Сергеем Гриневецким, которые в Раде прошлого созыве были в Блоке Литвина, а сейчас состоят во фракции Партии регионов?
Я со всеми депутатами общаюсь, и с ними тоже.

Правда ли, что эти депутаты входят в неформальную группу и координируют свою деятельность с вами?
Нет, абсолютно. Во-первых, мне войны не нужны. А во-вторых, я вообще не собираю свою группу, хотя часть депутатов ориентируются на меня. Я это вижу, когда выступаю.

Во время парламентской избирательной кампании 2012 года вас упрекали в том, что, используя своё положение спикера Рады, вы смогли выбить для своего мажоритарного округа в Житомирской области из государственного бюджета около 100 млн грн. Cколько денег выделено на ваш округ в 2013-м и планируется на 2014 год?
Да, в 2012 году выделенная на округ сумма составила приблизительно 100 млн грн. И у спикера действительно есть рычаги воздействия для решения проблем своего округа. Он может предложить условия, от которых сложно отказаться. Например, я поставлю на голосование ваш вопрос, а вы уж учтите мои предложения в полном объёме. В 2013 году выделенная сума равнялась 140 млн грн., но реальное финансирование составило только третью её часть. В 2014-м в проекте госбюджета нет раздела субвенции на социально-экономическое развитие территорий. Я, как и каждый депутат, внёс в Кабмин и Комитет ВР по вопросам бюджета свои предложения по выделению средств на социально-экономическое развитие округа в пределах 100 млн грн. Это моя обязанность. Но это сотая доля реальных потребностей. И в этом плане я злоупотреблял, злоупотребляю и буду злоупотреблять своими силами и возможностями. У меня здесь нет личных интересов, есть интересы земляков.

Юрий Опока, Фокус

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".