Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Сергей Болотский: Хороший специалист всегда найдет работу

15.05.2014

Болотский фото.jpgПоследние события в Украине не могли не отразиться на рынке труда. С начала года профильные ведомства фиксируют пусть небольшой, но стабильный рост безработицы. О текущих тенденциях с занятостью населения в области рассказал руководитель Луганского областного центра занятости, председатель Луганской областной организации Народной Партии Сергей Болотский.

 

– Сергей Владимирович, в стране тяжелое экономическое положение. И часть предприятий уже заявляет о сокращении сотрудников. Как бы вы оценили ситуацию на рынке труда?

– Ситуация действительно непростая. Сокращение количества штатных работников наблюдается как в Луганской области, так и в целом по Украине. То есть, мы не являемся здесь каким-то исключением.

Если, все же, говорить конкретно о нашем регионе, то количество безработных несколько выросло, но не так существенно как, допустим, в Донецке или Днепропетровске. С другой стороны, за эти четыре месяца к нам обратилось на 5 тысяч человек больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Говорить об обвальном высвобождении я бы не стал. Из крупных предприятий о высвобождении более тысячи человек официально заявили только на кондитерской фабрике «АВК». Там идет, насколько я понимаю, плановая реконструкция. Вы знаете, что и мэр города, и руководство области сегодня принимают максимум усилий, чтобы как-то сгладить эту ситуацию. Мы, в свою очередь, тоже проводим определенную работу на упреждение, чтобы люди не стояли в огромных очередях, а высвобождение было плавным, постепенным.

Многие предприятия перешли на сокращенную неделю. Некоторые просто приостановили прием на работу новых сотрудников. Поэтому, объективно говоря, от работодателей стало поступать меньше вакансий. Как будет развиваться ситуация в мае-июне мы будем смотреть по итогам происходящих сейчас событий.

 

– То есть, какие-то прогнозы вы не беретесь делать?

– Единственное, что я могу твердо сказать – мы готовы к любому повороту событий. У нас люди в центрах занятости работают, оказывают весть спектр услуг, который должны оказывать. Но о прогнозах говорить действительно не приходится.

В принципе, в сельских районах с началом посевной традиционно пошло интенсивное трудоустройство. В остальном всё зависит от того, как будет работать тот же «ЛИНИК», который собирался запуститься в середине месяца. Как дальше ситуация будет развиваться с ДТЭКом («Свердловскантрацит», «Ровенькиантрацит»). Есть определенные проблемы по Северодонецкому предприятию «Азот», но еще никаких официальных обращений из отдела кадров не поступало. Не прекращает работу «Лугансктепловоз».

Если говорить о мелком и среднем бизнесе, то многие предприятия стараются неофициально сократить людей, то есть увольняют по соглашению сторон. В этом есть определенная проблема для работника, потому что он в случае такого увольнения получит меньше пособия. Если люди на это соглашаются, значит, есть основания. Служба занятости проводит с руководителями и работниками разъяснительную работу в этом направлении.

Пока у нас есть определенные рычаги для стабилизации рынка: мы пытаемся обеспечивать предприятиям те выплаты, которые необходимы. Есть такое понятие, как оплата по частичной безработице. Это когда предприятие работает неполную неделю, а мы частично за счет средств фонда компенсируем ему затраты. У нас такой опыт есть в Лисичанске, Красном Луче. Понятно, что массово он не может быть применен. Мы включаем программу в тех случаях, когда предприятие видит, что на 3-6 месяцев оно должно заняться, допустим, переоснащением.

С 1 мая будет снижен уровень отчисления на безработицу от единого взноса, который платят все предприятия. Сейчас я могу гарантировать лишь то, что все выплаты, которые положены безработным, будут проведены в срок. То, что зависит от нашей службы, мы сделаем.

 

– Если уж мы заговорили о Лисичанске, где остановилось несколько градообразующих предприятий, можете дать информацию по ситуации с трудоустройством конкретно в этом городе?

– В Лисичанске у нас самое большое количество безработных. За первые четыре месяца этого года на учете в центре занятости в Лисичанске состояло на тысячу человек больше, чем за этот же период 2013 года. Достаточно много для нашей области. Конечно, в первое время после остановки предприятий поток был еще больше. И я не могу сказать, что Лисичанск много трудоустраивает. Тем не менее, постепенно ситуацию удалось стабилизировать. При этом кто-то занялся своим делом, а кто-то нашел работу в другом городе.

 

– В принципе, практически в подобном положении оказался и Стаханов…

– Честно признаюсь: Лисичанск и Стаханов – самые сложные города для нас. Если в Брянке и Кировске мы привыкли к стабильным показателям безработицы, то здесь мы получили два «очага», которые вызывают особое беспокойство.

Говоря о Стаханове, я имею ввиду трудности, которые испытывают Стахановский вагоностроительный и ферросплавный заводы. Причем, проблема тут состоит не только в том, что человек, которого сократили, хочет найти новую работу, но и в том, что ему нужна работа с соответствующим уровнем дохода.

На вагоностроительном люди привыкли получать за свой труд достойные деньги. К тому же, труд там специфический, квалифицированный, а в Стаханове и в его окрестностях найти подобные места практически невозможно. Когда люди пришли к нам, мы могли предложить вакансии с оплатой в 1500-2000 гривен. Конечно, многие отказывались.

Точно же такая ситуация по Лисичанску. Когда «ЛИНИК» в свое время остановился, сотрудникам предложили перейти на подобные заводы в РФ. Сегодня предприятие пытается возобновить свою работу и обращается за специалистами. А их уже, к сожалению, нет. Потому что все хорошие специалисты уже работают где-то в другом месте.

На самом деле, настоящих мастеров подбирать очень сложно, поэтому таких людей предприятия, в основном, стараются удержать. К примеру, так поступают на «Лугансктепловозе». У них своя кузница кадров, они и готовят специалистов, и переучивают, и переквалифицируют. Есть свои программы переквалификации и в наших центрах занятости. В любом случае, это хоть какой-то выход из ситуации.

 

– А люди охотно соглашаются на переквалификацию?

– За прошлый год мы переобучили 7,6 тысяч человек, притом, что на учете состояло 67,7 тысяч. Люди понимают, что сегодня, имея высшее образование, неплохо было бы получить и рабочую профессию. Сейчас мы стараемся максимально сократить сроки переобучения. Потому что те программы, которые есть в Министерстве образования, не совсем устраивают работодателя. Он не будет ждать 9-11 месяцев, пока человек получает квалификацию.

 

– Сколько человек в Луганской области сейчас состоит на учете в центрах занятости и сколько предлагается вакансий?

– По состоянию на 1 мая – 21 454 человек. Из них практически 58% – это женщины и 44% –молодежь. Это те категории, которые, к сожалению, сложнее всего устраиваются. В целом с начала года услугами службы занятости воспользовались почти 38 тысяч человек, из них 23% трудоустроилось с нашей помощью.

Количество вакансий, как я уже говорил, не радует. Сейчас в базе данных на 21 тысячу безработных имеется около 2 тысяч предложений о работе. Цифры периодически меняются, обновляются. Вы же понимаете, что сегодня вакансий две тысячи, а завтра их может быть пять. Но в принципе, тенденции таковы. Они аналогичны по всей Украине.

 

– Вы упомянули об известной проблеме: трудоустройстве молодежи. За последнее время работодатели не пересмотрели свое отношение к молодым специалистам и принципам оплаты их труда?

– Вы думаете молодежь пересмотрела свое отношение к работодателю? Нет, в этом плане всё также тяжело. У нас, как правило, 1,5-2 тысячи человек, окончив вуз, сразу приходят и становятся на учет в службу занятости.

С другой стороны, все же, можно отметить определенные сдвиги. Например, появляются такие предприятия, которые с удовольствием заключают с человеком предварительные контракты еще до то того, как он получит диплом.

У нас есть очень показательный, как я считаю, пример ярмарки вакансий в аграрном университете. Мы проводим ее ежегодно в марте. И вот в этом году, не смотря на то, что были у работодателей довольно существенные проблемы, там участвовало более ста сельхозпредприятий. Такие крупные предприятия, как «Мироновская птицеферма» (торговая марка «Наша ряба»), донецкая «Перспектива» и харьковская «Совместная украинско-восточная рыбная компания» специально приезжают, чтобы найти специалистов, потому что технологии развиваются, и всегда нужны люди, которые умеют быстро соображать и перестраиваться. И те, кто думает о будущем, те уже занимаются подбором кадров в вузах.

 

– В педагогическом и медицинском университете тоже проводятся такие ярмарки. Насколько они эффективны?

– Да, ярмарки проводятся, и эффект от них, безусловно, имеется. Вакансии врачей и учителей в сельских районах есть. Но, к сожалению, не вся молодежь готова туда ехать. Бывший губернатор Владимир Николаевич Пристюк очень серьезно относился к этому вопросу, и по медицине была принята специальная программа, когда районы стали заключать контракты напрямую с вузами, чтобы человек, который направляется на обучение, вернулся и три года отработал в местной больнице. В Попасной, я знаю, достаточно серьезно отнеслись к этому вопросу. То есть, пути и варианты есть. Было бы желание.

 

– У людей предпенсионного возраста проблем не меньше. Что им сегодня может предложить государство?

– Тут все сложнее. И слишком обнадеживающего ответа я найти не могу. На сегодняшний день, конечно, новый закон «О занятости населения» предлагает так называемый «ваучер», когда человек старше 45-ти лет может получить бесплатно дополнительное образование. У нас около тысячи человек воспользовались в прошлом году такой возможностью. Но, получая образование, сегодня очень трудно уследить за развитием экономики. То есть, сегодня может показаться, что эта профессия будет востребована, а уже через два месяца она окажется, грубо говоря, никому не нужной. Так что говорить, что у нас в стране существует какая-то панацея для безработных людей предпенсионного возраста, очень сложно.

 

– Новая редакция закона «О занятости населения», о которой было сказано выше, действует с января прошлого года. Как она себя показала за это время?

– Сегодня готовится законопроект о внесении изменений в существующий документ. Будут корректироваться определенные вещи. Потому что некоторые программы сработали не совсем так, как ожидалось. Допустим, та норма, которая была связана с паритетностью общественных работ. Новой редакцией закона предусмотрено, что половину средств на их оплату дает местный бюджет, а половину – фонд занятости. И каков результат? Может быть, местные бюджеты и хотели бы давать больше денег, но вы сами знаете, какая сегодня ситуация с наполнением бюджета. Поэтому хоть формально эта норма и действует сейчас, но у многих работников службы занятости она вызывает объективные сомнения.

Есть еще ряд нюансов, которые можно было бы пересмотреть. Это, допустим, компенсация работодателю затрат в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, если тот создал новое рабочее место. Но есть большая проблема с определением термина: что такое «новое рабочее место»? Из-за этого данная норма, на мой взгляд, не сработала так, как хотелось бы.

В целом, гарантии, которые прописаны этим законом, хороши. А вот как они в реальной жизни реализуются – это другой вопрос. Если бы он заработал, то сегодня все было бы нормально и стабильно.

 

– Ну, и напоследок ответьте на традиционный вопрос: какие специальности более или менее востребованы на рынке труда Луганской области?

– Всегда были и будут востребованы рабочие специальности: сварщики, фрезеровщики, слесари. Когда у нас активно развивалась угольная отрасль, были востребованы горные мастера и ГРОЗы. Сегодня, конечно, ситуация изменилась.

При этом не могу сказать, что не стоит идти учиться на гуманитарные специальности. В прошлом и позапрошлом годах у нас огромное количество юристов и бухгалтеров состояло на учете и при этом многие предприятия не могли подобрать себе ни главного бухгалтера, ни юриста, но это не значит, что профессии не востребованы. Мы-то видим реальный рынок и понимаем, что их ищут, просто специалист и работодатель по каким-то причинам не находят друг друга. Это квалифицированный труд, большая ответственность. Многие просто не всегда с ней справляются.

Поэтому я отвечу вам так: как бы ни развивалась в стране ситуация, какой бы не была профессия, высококлассный специалист всегда найдет себе работу. По крайней мере, шансов у него будет намного больше.

Хочу подчеркнуть, что Народная Партия всегда уделяла и будет уделять вопросу занятости населения, и особенно молодежи, самое пристальное внимание.

 

Беседовал Алексей Нескоромный

Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".